10 октября 2011, 16:30
Фото
Выставка Марины Абрамович
close
Хотя в наши дни нередко говорят о том, что «новая волна» перформанса на подходе и что сей жанр еще способен удивлять, все же нельзя не признать: интерес у современной публики вызывает в основном ретро-взгляд на указанный феномен.
Правда, того экстрима и эпатажа, которые были свойственны Абрамович в период «бури и натиска», то бишь в 1970-е, она уже не исповедует, но в харизме ей по-прежнему не откажешь.
Прощальная выставка в пространстве мельниковского гаража (как известно, в следующем году институция под руководством Даши Жуковой должна перебраться в ЦПКиО имени Горького, уступив прежнюю площадку Российскому еврейскому музею толерантности) получилась не только масштабной, но и впрямь новаторской.
Сорок лет в отрасли – это не шутки. К тому же, несмотря на возраст (мало кто в 65 лет склонен к опытам на выносливость организма), она и сегодня в строю.
Что уж скрывать: «золотой век» перформанса мы со всей возможной благопристойностью провели по свою сторону «железного занавеса», так что большинство наших сограждан узнало об этой арт-практике лишь в 1990-е – благодаря нашумевшим акциям Кулика, Бреннера и Мавромати.
Для многих шоу в «Гараже» наверняка окажется серьезным испытанием психики и поводом ревизовать взгляды на искусство.
Как правило, волонтеры играют роль «живых изваяний» – например, лежат обнаженными, прикрывшись скелетом, или образуют подобие портала из неприкрытой плоти (посетителям приходится протискиваться между двумя голыми статистами).
Эти ремейки не позволяют забыть, что вообще-то перформанс – искусство, существующее «здесь и сейчас».
Откликнувшихся на призыв волонтеров (в данном случае аж 47 человек) Марина обучает основам ремесла, после чего юноши и девушки предъявляют публике точные повторы легендарных арт-жестов своей наставницы.
Последним масштабным проектом в нынешнем пространстве «Гаража» стала ретроспектива Марины Абрамович «В присутствии художника». Звезда перформанса с сорокалетним стажем представляет в Москве не только видео- и фотодокументацию былых подвигов, но и повторы ряда акций «вживую» – с участием волонтеров. Сама же бенефициантка намерена до изнеможения смотреть зрителям прямо в глаза.