Президент оргкомитета «Сочи-2014» Дмитрий Чернышенко рассказал, откуда взялся неофициальный талисман грядущей Олимпиады «Зойч». Оргкомитет зарегистрировал права интеллектуальной собственности на 10 логотипов, которые вошли в шорт-лист голосования по выбору символа зимних Олимпийских игр, а именно — Зайца, Дельфина, Леопарда и ряда других. Вместе с ними права были оформлены и на жабу, созданную сотрудником «Студиии Артемия Лебедева» Егором Жгуном.
Дмитрий Чернышенко рассказал об авторстве жабы — по его словам, Жгун работал на организаторов Игр.
«Не хотел раскрывать карты, но, видимо, придется лишить интернет-сообщество интриги, — передает пресс-релиз слова главы «Сочи-2014». — Лохматая гипножаба — антигерой конкурса Олимпийских талисманов — была создана Оргкомитетом «Сочи 2014» полгода назад. Причина проста — мы хотели привлечь внимание активно растущей аудитории интернет-пользователей к выборам талисманов Игр, и у нас получилось.
Идея создания антигероя не нова, в 80-е годы популярным персонажем стала Баба Яга, которая была «против».
Вопрос имени «злодея» решился сам собой. Слово «Зойч» пошло в народ сразу после создания логотипа Игр. Логотип с легкой руки тогда шеф-редактора «Коммерсанта» Андрея Васильева в народе читали как ЗОИЧ.
Мы не стали изобретать велосипед, не стали создавать нечто искусственное. Мы не пошли по традиционному логическому пути, на котором основаны рекламные и PR-технологии, где персонаж кропотливо создается и наделяется определенными чертами, основываясь на задачах, на целевой аудитории и так далее. Вместо этого мы пошли, скорее, по пути арт-эксперимента, полностью доверив создание Зойча популярному интернет-дизайнеру.
Выбирая создателя Зойча, мы составили список людей, с которыми хотели бы поработать. Егор Жгун с самого начала возглавил наш список, но были, конечно, и «запасные варианты». Несмотря на свою известность в Сети, Егор никогда не выкладывал в своем блоге коммерческих работ, и мы сразу заверили его, что нашего вмешательства в творческий процесс не будет. Правда, в брифе мы обозначили, что герой не должен быть резко негативным (таким, как Стакаша, например). Вместе с тем он может быть сколь угодно абсурдным и странным. В результате, наша идея показалась Егору интересной и он согласился взяться за проект, который включал создание персонажа и затем – создание анимационных роликов в его поддержку.
На первом этапе Егор показал нам первые наброски, включая рисунок лягушки, покрытой мехом, с короной на голове. Нам, людям, занимающимся Играми с «серьезной стороны», было сложно судить о том, хорошо это или плохо. Но по крайней мере, Зойч выглядел оригинальнее некуда, и мы изначально договорились о «невмешательстве». Так что Егор выложил Зойча в своем блоге, а также на сайте голосования за талисманы.
Успех героя был ошеломляющим – буквально за неделю мы собрали несколько сотен тысяч просмотров ролика с гипножабой практически без дополнительного продвижения. Количество ссылок в блогах и форумах шло на тысячи. Кстати, сама «гипножаба» не новый персонаж, она известна по американскому мультфильму «Футурама».
Несмотря на популярность Зойча, мы ни на секунду не забывали, что наша главная задача – это выбор талисмана для массовой народной аудитории. И лохматая жаба не может претендовать на роль официального талисмана Игр. В конечном счете, это оказалось правильным решением – Зойча и так запомнили и полюбили, он прочно утвердился в «интернет-фольклоре». Надо сказать, что в курсе проекта создания Зойча было всего несколько человек.
Что будет с Зойчем дальше? Мы планируем, что он будет развиваться на стыке современного искусства и интернет-технологий. Мы пока еще спорим внутри по поводу конкретных моментов его использования (сувениры, игры, мобильные приложения). Скорее всего, дальнейшим продвижением Зойча и созданием всего этого займется авторизованный партнер, ведь все же это «неофициальный» герой. Ну и надеюсь, Егор Жгун примет участие в дальнейшей судьбе персонажа».