Голодающие четвертый день ипотечные заемщики «Банка Москвы» в понедельник заявили о прекращение акции и участии в митинге оппозиции на Пушкинской площади. Как рассказала «Газете.Ru» представитель Комитета ипотечных заемщиков банка Елена Мокрова, с начала голодовки на акцию протеста не отреагировали ни власти (обращения были направлены во все возможные инстанции), ни сам банк. «Мы просто окончательно убедились в бесчеловечности банка, позиционирующего себя, как социально ответственную организацию», — заявила Мокрова.
Пятнадцать заемщиков ОАО «Банк Москвы» голодали в хостеле «Сувенир» на улице Спиридоновка в Москве с 2 марта. По словам участников акции, они отстаивают интересы почти 3 тыс. семей заемщиков банка в «экзотических» валютах и требуют справедливых условий реструктуризации ипотечных кредитов, способных решить эти проблемы. Из-за роста валютных курсов заемщики не могут обслуживать кредиты, которые брали в японских йенах и швейцарских франках. В 2007–2008 годах кредит выдавался без требования поручителей и с минимальным первоначальным взносом на покупку жилья. При этом, ставка по японской йене составляла 6,5% против 14% в рублях. Но с момента получения кредита, курс данных валют вырос на 88% и 57% соответственно. В итоге сейчас расчетная фактическая процентная ставка ипотеки составила 38,5% годовых в рублях, а задолженность граждан перед банком превышает рыночную стоимость квартир в среднем на 40%.
По мнению заемщиков, поскольку ОАО «Банк Москвы» не имеет заимствований в японской йене и швейцарском франке, но при этом имеет около 3 тыс. заемщиков, ипотека которых номинирована в этих валютах, создана схема по закабалению людей в финансовое рабство. «Увеличение наших задолженностей – это сверхприбыль банка, а через дивиденды и ОАО «Банк ВТБ», — говорится в пресс-релизе комитета. — Мы брали средства на покупку единственного жилья и теперь, когда мы не можем больше обслуживать кредиты, нас выгоняют на улицу. При этом мы еще должны будем выплачивать банку остаток задолженности, поскольку вырученных средств от продажи квартиры не хватает на покрытие колоссально возросшего долга».
15 ноября 2011 года банк объявил программу реструктуризации этих кредитов, путем оформления новых кредитных договоров, взамен существующих. Однако, по мнению заемщиков, эта программа радикально не решает их проблем, поскольку только фиксирует текущий возросший долг в рублях. И при этом реструктуризация обходит закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)», позволяющий прекратить все обязательства заемщика, если банк оставил квартиру за собой вследствие его неплатежеспособности (людям выдается новый кредит, превышающий рыночную стоимость квартиры – а такие случаи под действие закона не попадают). «Лукавство программы еще в том, что нам выдают новый кредит, якобы по льготной ставке. На самом деле, банк уже заработал почти 88% за 4 года сверх процентной маржи, а теперь фиксирует заработанную на курсовых разницах прибыль, снимая с себя валютный риск», — считают в Комитете заемщиков.
В ОАО «Банк Москвы», в свою очередь, считают, что для того, чтобы «прощать долги» заемщикам, у банка нет никаких юридических оснований. «Наши программы реструктуризации направлены на то, чтобы помочь людям, оказавшимся в тяжелой финансовой ситуации и дать им время выйти из этой ситуации, — рассказал «Газете.Ru» директор по ипотечному кредитованию банка Олег Пятлин. – Но участники голодовки требуют конвертировать кредиты по курсу на даты их выдачи, либо принимать квартиры и прощать долги, для чего у нас нет никаких правовых оснований». По словам Пятлина, банк предложил три программы рефинансирования – две в рублях и третья без изменения валюты, но с льготным периодом и льготной ставкой.
Кроме того, как считает представитель банка, Комитет заемщиков не может представлять интересы 3 тыс. семей, поскольку, с одной стороны, у него нет доверенностей от людей, предоставивших ему такие полномочия. С другой стороны, по его словам, уже около 150 человек воспользовались программами реструктуризации, банком одобрено 430 заявок, а всего же с заявлениями о переоформлении кредита в «экзотической» валюте обратилось 570 заемщиков. «Если условия рефинансирования не нравятся какой-то части заемщиков, это не значит, что ими не воспользуются другие, — заявил Петлин. – Мы взаимодействуем с инициативной группой, которая представляет конструктивную часть заемщиков. И выработанные к 1 марта предложения – результат нашей совместной работы».