В пятницу утром состоялся старт первого пилотируемого космического корабля «Союз ТМА-М» новой серии, оснащенный цифровыми системами управления. Он отделился от ракеты-носителя «Союз-ФГ» и вышел на орбиту дальнего сближения с Международной космической станцией (МКС).
Отделение нового корабля от третьей ступени носителя прошло штатно в расчетное время.
Одна из основных задач полета — испытания «Союза» модификации «ТМА-М» с рядом обновленных систем, включая вычислительный комплекс и телеметрическую систему. Новый цифровой борткомпьютер ЦВМ-101 испытает во время полета российский космонавт Александр Калери. Кроме него, на борту корабля находится россиянин Олег Скрипочка, а также астронавт NASA Скотт Келли.
Стыковка с МКС назначена на 10 октября в 4.02 мск в автоматическом режиме.
Новый бортовой цифровой вычислительный комплекс, впервые установленный на пилотируемом космическом корабле новой серии «Союз ТМА-М» вместо применяемой более 30 лет аналоговой системы «Аргон», позволил освободить место для 70 килограммов груза.
В программе полета экспедиции — прием и разгрузка двух российских грузовых кораблей «Прогресс», второго европейского «грузовика» серии ATV - «Иоганн Кеплер» и второго японского — HTV-2, а также совместная работа с экипажами двух шаттлов, которые завершают полеты «челноков» в космос.
«Союз ТМА-М» является первым кораблем новой серии, которая разработана и изготавливается в РКК «Энергия». Помимо замены бортовой цифровой вычислительной машины изменения коснулись системы передачи телеметрической информации: вместо аналоговой установлена более компактная цифровая. «Союз ТМА-01М» придет на смену применяемым в настоящее время кораблям серии «Союз-ТМА». До них на российскую станцию «Мир» летали «Союзы-ТМ».
Первый космический корабль серии «Союз» начал разрабатываться в ОКБ Королева еще в 1962 году. На нем предполагалось отработать средства сближения и стыковки космических аппаратов на орбите, а также конструкцию и системы корабля, обеспечивающие облет Луны с возвращением на Землю.