Колониальность некоторых видов насекомых могла развиться, чтобы повысить количество особей со схожей генетической информацией. То есть, если животное не могло самостоятельно оставить потомство, поддержка родичей помогала распространить генотип, похожий на свой.
Билл Хьюз и его коллеги из Университетов Лидса, Суссекса и Сиднея нашли способ доказать гипотезу «семейного отбора», развитую эволюционистом Биллом Гамильтоном в 1964 году, но выдвинутую еще Чарльзом Дарвиным для объяснения существования стерильных, не способных к размножению муравьев в колониях. Гамильтон предположил, что это позволяет насекомым помогать передаче генов между поколениями, осуществляемой их родичами.
Ученые протестировали образцы ДНК и степень их родства между самками из разных колоний пчел, муравьев, наездников и ос. С вкраплением статистики это позволило оценить уровень моногамности этих социальных насекомых на протяжении последних 100 миллионов лет. Хьюз надеялся доказать, что самки предпочтительно спариваются с одним самцом, это бы значило, что остальные не передают свой генетический материал, а помогают всей колонии и, в частности – потомкам их родственников.
Если бы результаты показали полигамность самок, это бы означало справедливость альтернативной гипотезы Уилсона, выдвинутой в 2005 году. Согласно ей, животные кооперируются исключительно для повышения индивидуальных шансов на выживание, безотносительно продолжения рода. Анализ ДНК поддержал Гамильтона и Дарвина с их теорией «семейного отбора», тем самым добавив экспериментальных данных в доказательство разных путей и проявлений эволюции.