Распыление сульфатного аэрозоля в атмосфере, способное предотвратить глобальное потепление, существенно растянет сроки затягивания гигантской антарктической озоновой прорехи и значительно сократит толщину озонового щита над Арктикой. Работа Симоны Тилмс из Национального центра атмосферных исследований США, принятая к публикации в в Science, развеяла миф о безопасности такого «преднамеренного и контролируемого» вмешательства в окружающую среду.
По подсчетам Тилмс, сами по себе сульфаты не оказывают негативного воздействия на озоновый слой, однако мельчайшие частицы могут легко стать активаторами процессов разложения О3 под действием галогенидов, скопившихся в атмосфере над полюсами. Адсорбируясь на поверхности частиц, галогениды и, в первую очередь, хлор, несмотря на очень холодный воздух, становятся химически очень активны благодаря интенсивному ультрафиолетовому излучению Солнца.
Поль Крутцен, нобелевский лауреат в области химии, уже не первый год вместе с коллегами всерьез рассматривает идею использования сернокислого аэрозоля, который человечество могло бы впрыскивать в стратосферные слои. Сульфаты, обладающие колоссальной теплоемкостью, таким образом могли бы защитить нижние слои атмосферы от нагревания.
Чтобы просчитать реальное развитие событий, команда Тилмс использовала комбинацию различных метеорологических данных и математическое моделирование. Согласно расчетам, подобные меры по охлаждению климата могут быть допустимы только в середине следующего века, когда законодательные меры, ограничивающие выпуск бытовых химикатов, содержащих свободный хлор, приведут к существенному сокращению этих газов в атмосфере земли.
Идея Крутцена не беспочвенна. Выдвигая ее, ученый, в первую очередь, ссылался на природные процессы – вулканизм, в ходе которого в атмосферу выбрасывались огромные количества соединений серы, в прошлом не раз провоцировал многовековые обледенения нашей планеты. Если же выбрасывать сульфаты в атмосферу в небольших количествах и делать это с небольшой периодичностью, охлаждения земного климата добиться было бы вполне реально. Однако, судя по всему, такой подход, который сам ученый и его коллеги успели звучно окрестить «геоижинирингом», в ближайшее время не получит реализации.