Учёные, входящие в коллаборацию HiRes, базирующуюся в Университете американского штата Юта, не смогли подтвердить гипотезу об источнике космических лучей сверхвысоких энергий, высказанную специалистами Обсерватории имени Пьера Оже неделю назад в журнале Science.
Тогда международная команда из почти 400 учёных, оборудование которых расположено в Аргентине, сообщила о разрешении одной из самых серьёзных загадок, волновавших астрофизиков последние полвека – откуда приходят космические лучи, энергия больше походит на энергию теннисного мяча, поданного профессиональным теннисистом, а не энергию элементарной частицы? Подобрав параметры выборки, учёные показали, что траекторию большинства самых высокоэнергичных событий можно проследить до ближайших к Земле активных галактических ядер – и чёрных дыр, скрывающихся в их центрах.
Обработав свои данные о направлениях прихода космических лучей в соответствии с методикой, использованной их коллегами, специалисты HiRes не нашли корреляции между направлениями, с которых приходят космические лучи, и положениями активных галактических ядер на небе.
«Они видят корреляцию, мы – нет», – прокомментировал ситуацию журналу Nature сотрудник HiRes Гордон Томсон.
По его словам, лишь два из тринадцати наиболее высокоэнергичных частиц пришли из области в пределах 3,1 угловых градуса от ближайшей активной галактики в пределах 250 миллионов световых лет. У специалистов Обсерватории имени Оже совпадения составили 20 из 28. По словам последних, это может быть связано с несогласованностью определения энергии частиц приборами обеих групп: корреляция была замечена лишь у самых энергичных из них.
Это уже не первый случай, когда специалисты HiRes не видят корреляции, которую видят другие учёные. Вероятно, именно реакция HiRes привела к тому, что научное сообщество так до конца и не приняло результаты Петра Тинякова и Игоря Ткачёва, показавших, что большинство лучей приходят от активных ядер, выбросы которых направлены прямо на нас. Тиняков и Ткачёв использовали данные установки по регистрации широких атмосферных ливней в Якутске и японского эксперимента AGASA. Японцы также получили данные о неравномерности распределения источников по небу, однако ссылки на их работы всегда сопровождают ссылки на работу сотрудников HiRes, не нашедших корреляции.