Конституционный суд России на заседании в понедельник признал непротиворечащими Конституции нормы федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», отметив при этом, что подвергать цензуре переписку лица, содержащегося под стражей, с его адвокатом, можно только в виде исключения.
«Право на конфиденциальную переписку адвоката со своим доверителем может быть ограничено только в исключительных случаях — когда у администрации следственного изолятора есть разумное основание полагать, что такая переписка содержит недозволенные вложения, ставит под угрозу безопасность следственного изолятора, либо по каким-либо иным причинам носит криминальный характер», — говорится в материалах пресс-службы.
В постановлении суда подчеркивается, что в случае принятия решения о вскрытии писем оно допускается только в присутствии самого заключенного и с обязательным принятием администрацией СИЗО мотивировочного решения об осуществлении контроля за перепиской. «Наше решение соответствует Конституции, международным правовым актам и практике международных судов», — сказал журналистам судья Николай Мельников.
Заявители — Дмитрий Барановский, Юрий Волохонский и его адвокат Игорь Плотников — оспаривали конституционность статей 20 и 21 закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Согласно первой из этих статьей, переписка подозреваемых и обвиняемых осуществляется только через администрацию и повергается обязательной цензуре. По второй статье, предложения, заявления и жалобы должны быть рассмотрены администрацией места содержания под стражей и направлены по принадлежности не позднее трех дней с момента их подачи.
Волохонский, обвиняемый по уголовному делу, в настоящее время содержится в следственном изоляторе в Ростове-на-Дону. В ходе свиданий обвиняемого с защитником Плотниковым сотрудники изолятора пресекли их попытку обмена проектами документов, составляемыми в рамках оказания юридической помощи. Администрация СИЗО также запретила Волохонскому пересылать адвокату письма в запечатанном конверте, сославшись на законоположение о цензуре переписки подследственных.
Второй истец, Дмитрий Барановский, в настоящее время также обвиняется по уголовному делу и находится в следственном изоляторе Москвы. Подследственного Барановского обвинили в том, что он пытался передать своему защитнику замечания по своему делу, которые не прошли цензуру. «Заявители полагают, что оспоренные нормы противоречат статье 48 Конституции РФ, которая гарантирует им право на получение квалифицированной юридической помощи», — говорится в материалах пресс-службы.