Вчера приступил к работе новый глава Верховного суда Башкирии Михаил Тарасенко. На этом посту он сменил ушедшего в отставку в мае 2007 года Марата Вакилова, а само назначение, как полагают местные политологи, стало итогом затяжной войны между федеральным центром и властями Башкирии за контроль над судейской системой, завершившейся не в пользу республики, пишет газета «Коммерсантъ».
Война между Верховным судом и руководством Башкирии началась в 2002 году, после того как суд признал противоречащими Конституции России ряд статей конституции республики. Возглавлявший Верховный суд Башкирии с 1999 года Марат Вакилов после этого был объявлен «могильщиком башкирского суверенитета», а его отставки добивался лично президент Башкирии Муртаза Рахимов. Однако судью поддержала Москва, в итоге он покинул свой пост только в мае этого года в связи с истечением срока полномочий.
В октябре 2006 года Высшая квалификационная коллегия судей (ВККС) объявила конкурс на замещение должности на новый шестилетний срок и порекомендовала на освобождающееся место первого зампреда Верховного суда Башкирии Владимира Крылова, которого активно лоббировало руководство республики. Поддержавший его глава Верховного суда Вячеслав Лебедев внес представление на Крылова президенту, но Кремль эта кандидатура не устроила.
В августе ВККС была вынуждена объявить конкурс повторно. Выбор ВККС и главы ВС пал на нейтральную для Башкирии кандидатуру — главу Таганрогского горсуда Ростовской области Михаила Тарасенко. В Кремле выбор одобрили, и 3 декабря президент подписал указ о назначении его председателем башкирского суда. Вчера Тарасенко впервые прибыл в Уфу в сопровождении заместителя председателя ВС Александра Карпова. Тарасенко отметил, что намерен работать с президентом Башкирии «рука об руку в едином поле».
Местные политологи называют демонстративное отклонение Кремлем «человека Муртазы Рахимова» и назначение независимого от него Тарасенко серьезным ударом по позициям президента Башкирии — особенно в свете обострившейся борьбы за нефтяные активы республики, в которой главе региона крайне важно было получить контроль над местными судами.