54-ю Венецианскую арт-биеннале, которая проходила с 4 июня по 27 ноября, посетило 440 тысяч человек, что на 18% больше, чем было два года назад. Биеннале стала в это время самой посещаемой выставкой в Италии - каждый день на нее приходили порядка трех тысяч зрителей. Выставку курировала Биче Куригер
Венецианская биеннале современного искусства, как и Венецианский кинофестиваль, имеет свое жюри и раздает в качестве награды «Золотых» и «Серебряных львов». В этом году «золото» за вклад в искусство получили американская художница Элен Стюртевант, живущая в Париже, и австрийский художник Франц Вест, которого, помимо биеннале, можно было увидеть на проходившей в Москве выставке «Австрия, давай!».
Главные призы, «Золотые львы» были вручены американскому художнику Кристиану Марклею за видеоработу «Часы», а лучшей национальной выставкой признана экспозиция в павильоне Германии. Там показывали проект недавно ушедшего из жизни режиссера-авангардиста Кристофа Шлингензифа «Храм страха/Чужой внутри», для демонстрации которого внутри помещения было выстроено подобие католического храма с алтарем.
Куратором проекта в этом году выступила Биче Куригер, которая предложила тему «ИЛЛЮМИнации» (ILLUMInations)- контаминацию двух слов: «просвещение», «освещение» и «нация», «народность».
Неожиданным стало включение в главную выставку трех полотен венецианского художника Тинторетто, современника да Винчи и Тициана. Но, по мнению Куригер, ничего странного в этом нет: его светоносная живопись созвучна теме основного проекта и показывает преемственность в искусстве.
Компанию живописцу XVI века составляли такие современные художники как Синди Шерман, Петер Фишли, Дэвид Вайс, Пипилотти Рист и другие авторы, числом более 70.
Куратор считала себя обязанной дать путевку в жизнь молодым и второй шанс забытым художникам, поэтому треть участников главной выставки - не старше 35 лет (в их числе - россиянка Аня Титова), а параллельно там появились не самые известные авторы минувших эпох. Среди них был, в частности, эфиопский маг Гедевон (1939-1995), рисунки которого, выполненные карандашом и шариковой ручкой, напомнили Куригер иллюстрированные средневековые манускрипты (по-английски они называются illuminated manuscritps).
РИА Новости. Дарья Новгородова | Купить иллюстрацию
Художник Андрей Монастырский в российском павильоне на 54-м биеннале современного искусства в Венеции.
Вторая инновация Куригер - так называемые парапавильоны: сооружения, которые одни художники строят, чтобы разместить там работы других. Например, получивший в этом году «Золотого льва» за вклад в искусство австрийский художник Франц Вест решил создать вывернутую наизнанку версию собственной кухни: на наружных стенах висели рисунки, записки и фотографии, которые он ежедневно наблюдает у себя дома в Вене.
Одна из давних традиций биеннале, которая проводится с 1895 года - ее многосложная структура: проект состоит из основной экспозиции, которая размещается в Арсенале, национальных павильонов, расположенных в садах Джардини (Giardini), и параллельных программ, рассыпанных по всему городу. Россию в этом году представлял проект Андрея Монастырского «Пустые зоны», а также было привезено два проекта из Эрмитажа и ММСИ.