Ретроспектива «В присутствии художника» сербской художницы Марины Абрамович, которая уже 40 лет занимается искусством радикального перформанса и изучает возможности человеческого духа и тела, открылась в ЦСК «Гараж» в субботу. Лицам до 16 осматривать проект не рекомендуется, поскольку «выставка включает в себя видео с откровенными сценами, жестокими видеофрагментами и перформанс с участием обнаженных людей».
Чтобы пройти на выставку, придется преодолеть собственную стеснительность, протискиваясь через преграждающих путь обнаженных, стоящих друг напротив друга мужчину и женщину. Это один из четырех реконструированных для проекта перформансов Абрамович, который она со своим другом и партнером Улаем делала в болонской галерее Communale d'Arte Moderna в 1977-м году. Сейчас в реальном времени его показывают несколько из 47 отобранных и обученных художницей волонтеров.
Реконструированные перформансы куратор выставки Клаус Бизенбах поместил в так называемый «черный куб» — затемненный зал, подобный театральному. Его софиты то выхватывают из мрака то пару, соприкасающуюся указательными пальцами, то лежащих обнаженных женщин, накрытых скелетами или же словно парящую в воздухе нагую девушку с разведенными врозь руками и ногами, на самом деле сидящую на вмонтированном в стену велосипедном седле.
Далее следует «белый куб» — там, по сути, демонстрируется музейная ретроспектива: не живые перформансы, а задокументированные на фото и видео полсотни акций Абрамович, а также причастные к ним предметы. Например, недавно найденный фургон, в котором в 1970-е художница жила со своим возлюбленным и партнером Улаем или же 72 предмета из «Ритма 0», в том числе свечи, вата, цепи и помада. Воплощая это перформанс в 1974-м году, Абрамович предложила зрителям делать с ней все, что заблагорассудится с помощью этих вещей. Те вначале стеснялись, а потом искалечили и чуть было не убили ее из предложенного пистолета.
Перформансу 2010-го года «В присутствии художника» посвящен отдельный зал. На одной из его стен повесили экраны, которые показывают лица художницы и ее добровольных партнеров: в течение трех месяцев, пока шла ее выставка в нью-йоркском Музее современного искусства (MoMA), Абрамович буквально играла в гляделки с любым желающим. На московской ретроспективе эта акция получила свое продолжение в виде нейронаучного эксперимента под названием «Измерение магии взгляда». В течение следующей недели любой желающий по предварительной записи сможет вступить в визуальный контакт с Абрамович, а специальные датчики будут в этот момент снимать энцефалограмму мозга участников и выводить его 3D модель на экраны.
Проект «В присутствии художника» — последняя выставка, которая будет работать до 4 декабря в «Гараже» по прежнему адресу на улице Образцова. Летом центр должен продолжить свою деятельность на новом месте — в павильоне «Времена года» в ЦПКиО им. Горького.