Икона Торопецкой Божьей Матери, переданная на временное хранение в подмосковный храм Александра Невского при коттеджном поселке «Княжье озеро», должна как можно скорее вернуться в Русский музей, чтобы реставраторы могли оценить ее состояние, заявил журналистам в четверг директор музея Владимир Гусев.
Храм Александра Невского в элитном коттеджном поселке «Княжье озеро» в Подмосковье, куда передана на временное хранение Торопецкая икона Божьей Матери.
На выдаче старинного и хрупкого образа XII-XIV веков в новопостроенный храм настояло в декабре 2009 года министерство культуры по запросу патриарха Кирилла. Запрос, по данным СМИ, инициировал застройщик «Княжьего озера», президент группы компаний «Сапсан» и меценат Сергей Шмаков. Для хранения иконы была создана климатическая капсула, позволяющая поддерживать необходимый уровень температуры и влажности, а ее состояние оценивает специально созданная по такому случаю комиссия. Изначально предполагалось, что Богоматерь Торопецкая вернется в музей в сентябре 2010 года, затем срок был продлен до марта 2011 года, а в марте стало известно, что по решению Минкультуры образ пробудет в Подмосковье до конца 2011 года.
«Мне очень жаль, что икона не вернулась в оговоренные нами сроки. Я считаю это неверным решением, которое может помешать дальнейшему культурному диалогу,» - отметил Гусев.
Он также выразил сомнение в том, что в киоте храма Александра Невского созданы адекватные условия для хранения иконы. «О реальном ее состоянии можно будет судить, только если она попадет в реставрационные мастерские», - подчеркнул директор Русского музея, добавив также, что в 1930 году, когда образ был передан в музей из разрушенного храма, его состояние было крайне плачевным.
Распространенное мнение, согласно которому место иконы - в церкви, Гусев считает предубеждением. «Даже если исходить из логики верующего человека, мы можем считать, что какие-то предметы остались по воле Всевышнего в церкви, а какие-то попали по Его воле в музеи», - объяснил он. Что до тезиса о том, что музеи в россии «хранят наворованное большевиками», то он, по мнению директора Русского музея, «опасен», так как провоцирует возрождение лозунга «грабь награбленное».
Вместе с тем, отметил Гусев, в недавней практике были и удачные примеры взаимодействия музеев и церкви - в частности, передача в Русский музей картины Григория Угрюмова «Торжественный въезд Александра Невского во Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями». Для бывшего владельца полотна, обители Александро-Невской Лавры, работники музея создали его точную копию, а оригинал будет теперь хранится в музее. «Замечательно, если иногда и церковь будет что-то передавать в стены музеев, как это было в дореволюционной России», - заключил Гусев.