Премьера нового спектакля Петра Фоменко «Триптих», основанного на пушкинских «Графе Нулине», «Каменном госте» и «Сцене из Фауста», состоится 2 декабря на новой, Малой сцене Театра П.Фоменко.
Освоение нового пространства, частью которого стало зрительское фойе, было, по единодушному мнению всех занятых в спектакле артистов, одной из серьезных сложностей при создании спектакля.
«Мы пытаемся освоить новое игровое пространство, но заиграться с пространством опасно: главное - содержание. «Триптих» - это три образчика пушкинской поэзии, «Граф Нулин», «Каменный гость» и «Сцена из Фауста». Там есть эволюция жанра - от анекдота до трагифарса; там есть большие возможности для артиста сыграть эти три вечных сюжета, объединенные театром, потому что здесь заняты одни и те же артисты, играющие во всех трех частях», - объяснял журналистам перед открытием сезона сам мастер, Петр Наумович Фоменко.
Успех спектаклю обеспечивает в первую очередь великолепная четверка исполнителей главных ролей - это Галина Тюнина (Наталья Павловна в «Графе Нулине», донна Анна в «Каменном госте» и Гретхен в «Сцене из Фауста»), Кирилл Пирогов, которому доверены дон Гуан, Фауст и фактически авторское alter ego в «Графе Нулине», Карэн Бадалов (Граф Нулин, Лепорелло и Мефистофель) и Мадлен Джабраилова (Параша в «Графе Нулине» и Лаура в «Каменном госте»).
Актеры с блестящей легкостью переносятся из русского захолустья начала XIX века в Мадрид едва начавшегося XVII века, а затем в немецкий XV век и дальше в ад, где «мы играем не из денег, а только Да, все три истории объединены Пушкиным и блистательными актерами, которое демонстрируют полное перевоплощение со сменой страны, эпохи, жанра, амплуа. Они постепенно переходят и опускаются из русского захолустья начала XIX века в Мадрид едва начавшегося XVII века, а затем в немецкий XV век и дальше в ад, где «мы играем не из денег, а только б вечность проводить».
«Главное в этой работе было то, что создана единая актерская команда из 10 человек, которые переходят из одной части в другую - из жанра в жанр. «Триптих» - это не сольные партии, а сложившийся ансамбль, чему в нашем театре придается особое значение. Существование вместе, в едином ансамбле, едином стиле, - без этого спектакля бы не было», - объяснила журналистам после открытой генеральной репетиции во вторник Галина Тюнина.
Все участники спектакля единодушно признали, что одной из главных сложностей оказался собственно пушкинский стих. «Поэтическая драма - одна из самых сложных, потому что и строчку надо держать, и смысл не потерять, и еще как-то двигаться», - признается Карэн Бадалов. Его мнение вполне разделяет и Мадлен Джабраилова: «Конечно, одна из серьезных сложностей спектакля - это сам стих Пушкина, его слог, его ритм, который нужно держать, в этом существовать и пытаться его прожить».
Вместе с тем, именно стих объединяет три разных сюжета в нечто общее. «Это три разных спектакля, три разных истории, которые мы воспринимаем как триптих, потому что объединяет эти истории Пушкин и его отношение к всему, о чем говорится», - полагает Кирилл Пирогов.
По его мнению, фоменковский «Триптих» - это «Пушкин в наше время - здесь и сейчас. И если люди, пришедшие на наш спектакль, найдут здесь что-то важное и созвучное для себя, - это будет самое лучшее».
Восторженный прием публики на генеральной репетиции (помимо журналистов, на спектакле были студенты московских вузов) обещает новому творению Петра Фоменко грандиозный успех - оно, несомненно, станет одним из крупнейших событий нынешнего театрального сезона.