«Домик Муму» стал московским музеем Ивана Сергеевича Тургенева. В этом наглядно убедились журналисты, побывавшие на экскурсии в старинном особнячке, значащемся под номером 37 на столичной улице Остоженке. Уже в четверг, 8 октября, здесь торжественно откроется первый московский музей великого русского писателя, который начнет принимать посетителей с 9 октября ежедневно, кроме понедельников и вторников.
Небольшой, обшитый деревом домик в семь окон по фасаду, с колоннами и портиком, заметно выделяющийся на фоне современной фешенебельной застройки, хорошо известен москвичам. В народе за этим городским «старожилом» давно закрепилось название - «домик Муму», что, впрочем, истинная правда. Именно он и описан Тургеневым в знаменитой повести.
«В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленной дворней», - начинает писатель свое повествование. Прообразом усадьбы, где впоследствии разыграются драматичные события, действительно послужил особняк, где поселилась мать Тургенева - Варвара Петровна. Она же стала прототипом своенравной барыни, которая заставила дворника Герасима избавиться от «вредной собачонки».
«Между прочим, у Варвары Петровны тоже был дворник, правда, звали его не Герасим, а Андрей, и он был глухонемым, и точно так же, как и литературный герой, поступил со своей собачкой», - напомнила журналистам куратор нового музея Елена Потемина. Продолжая восстанавливать исторические реалии, она подчеркнула, что «Андрей свою барыню очень любил и не оставил». А ведь в жизни Варвара Петровна была такой же властной крепостницей, женщиной крутого нрава.
В доме на Остоженке она прожила десять лет, вплоть до своей смерти. Сюда, в 1841-1851 годах в гости к матери наведывался ее знаменитый сын Иван, который, впрочем, надолго здесь не задерживался, в основном бывая проездом.
«Нет, повесть «Муму» написана не в этом доме, и вообще не в Москве, а в Санкт-Петербурге», - поясняет Потемина, отвечая на вопросы журналистов. Но как бы то ни было, лучшего места для музея Тургенева в Москве просто не существует. Признав сей факт, столичное правительство передало своим постановлением дом на Остоженке в качестве филиала Государственному музею А.С.Пушкина /ГМП/.
«Работа по созданию мемориального дома-музея Тургенева началась полтора года назад практически с нуля, - продолжала экскурсию Елена Потемина. - Но и за это время удалось собрать немало раритетов. В их числе - посмертная маска Тургенева и слепок с его руки работы дальнего родственника писателя - художника Петра Тургенева. Есть нотный альбом близкой подруги Ивана Сергеевича певицы Полины Виардо, подлинник письма Тургенева к бельгийскому композитору Юберу Леонарду».
«Нам с большим трудом удалось найти первые прижизненные издания Тургенева, в частности, «Записки охотника» издания 1852 года», - заметила Потемина, с гордостью сообщив, что на сегодняшний день музей имеет уже порядка 70 подлинных мемориальных вещей.
Все эти и еще множество других интереснейших экспонатов демонстрируются на выставке, развернутой в музее. «Пока для посетителей будет открыт только первый этаж, где разместилась экспозиция, посвященная жизни и творчеству Тургенева, его окружению, быту московского дворянства ХIХ века», - уточнила куратор музея.
Парадная анфилада комнат действительно хорошо сохранилась и выглядит как при бывшей хозяйке. Здесь, к примеру, можно увидеть спальню Варвары Петровны, а на столике - ее записную книжечку, шкатулку. В дальнейшем в полном соответствии со старинными чертежами предстоит отреставрировать другие помещения особняка. Тогда будет воссоздана и комната Тургенева, которая находилась на антресолях и окнами выходила в сад.
Кстати, сад тоже возродят. Поставят скамейки, посадят цветы. А дубки уже пересадили - их привезли из родового имения Тургеневых «Спасское- Лутовиново», что в Орловской области. Еще в Орле есть Литературный музей Тургенева.
Московский музей Тургенева станет третьим крупным музеем писателя в России. Символично, что его открытие в «домике Муму» совпало с весьма знаменательной датой – в нынешнем году исполнилось 155 лет со дня публикации этого бессмертного произведения в журнале «Современник».