«Шедевры русской иконописи XIV – XVI веков» представляет выставка, которая открывается сегодня в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. Экспозиция посвящена столетию художественного открытия русской иконы. Долгое время считалось, что иконопись не имеет самостоятельной художественной ценности, а является исключительно памятником духовной жизни. Лишь в начале ХХ века благодаря стараниям нескольких коллекционеров русскую икону признали явлением в мировом искусстве. В экспозиции представлено более ста уникальных произведений из двадцати трех частных собраний. Большая часть выставляется впервые.
Одним из первых красоту икон отметил Илья Остроухов. Он начал собирать коллекцию древнерусской живописи и показывать ее своим друзьям. Правда, не все оказались в восторге от увиденного. Иконы выглядели темными и были покрыты несколькими слоями записей. К тому же, в отличие от картин, непривычными оказались пропорции, отсутствовала прямая перспектива. Только когда реставраторы очистили иконы от грязи и олифы, они предстали в первоначальном виде. В 1913 году, когда отмечалось трехсотлетие Дома Романовых, состоялась первая масштабная выставка икон.
«Вдруг выяснилось, что в иконе феноменальной красоты цвет. Вся структура и вся система чисто художественная. Она необычайно логична, и она прекрасна. И если там есть отступления, просто другое представление о пропорциях, то это идет не от неумения художника, а от каких-то других причин», – поясняет куратор выставки Алина Логинова.
Икона как произведение искусства одновременно получила признание не только в России, но и на Западе. В 1910 году в Москву приехал художник Анри Матисс и открыл для себя древнерусскую живопись. Задачи, которые ставили перед собой европейские и русские художники в начале ХХ века, были уже давно решены иконописцами. Весь авангард вышел из икон. «Он отказывался от реалистических форм изображения. Он искал какие-то пятна, плоскости, еще что-то – вплоть до абстрактных вещей, как у Кандинского. Вот над этим билось всё европейской искусство», – продолжает Алина Логинова.
Развесить иконы на выставке оказалось не так просто. Все они относятся к разным периодам, представлены из разных коллекций, а ведь на выставке должна быть своя кульминация и последовательность. Алина Логинова считает, что сделать экспозицию все равно, что написать симфонию. «Постепенно иконы сами находят свое место. А у меня есть руки и ноги, я только могу помочь им найти свое место. Но для того, чтобы так сделать, нужно время», – замечает она.
В парадном зале представлены большие, эффектные иконы XV – XVI веков. «Богоявление» из коллекции Воробеьва, «Одигитрия» из собрания Мамота. ««Одигитрия» в переводе с греческого означает – «путеводительница». Потому что в Константинополе был храм Одегон, куда шли вожди, военачальники перед тем как идти в битву. Молились и просили у Одигитрии помощи в ратном деле», – рассказывает Алина Логинова.
На втором этаже, в более камерном зале, можно увидеть небольшие иконы XIV века, а третьем этаже – XVI век. У каждой иконы есть своя история, и зрители узнают о них впервые.