Министерство культуры подготовило предложения об изменении государственной поддержки в области кинематографии, сообщил заместитель министра культуры РФ Александр Голутва на заседании правления Гильдии продюсеров в четверг.
Деньги будут выделяться по нескольким основным направлениям - целенаправленно крупным продюсерским компаниям, отдельно на кинопроекты особого значения (фильм должен отвечать нескольким критериям, в том числе требованиям патриотичности и нравственного воспитания) и, как и раньше, на остальные проекты - художественное игровое и неигровое кино.
«На фильмы особого значения - пять-семь фильмов в год - будет выделен 1 миллиард рублей, продюсерские студии тоже получат 1 миллиард, на проекты художественного игрового кино будет выделен 1 миллиард, и на неигровое, анимационное и дебюты также будет выделен миллиард», - сказал Голутва.
«Осталось только получить эти деньги (из бюджета)», - добавил он.
По мнению самих продюсеров, из 180 компаний могут рассчитывать на целевую господдержку в недрах Госкино всего шесть-восемь, в том числе компании Сергея Сельянова, Игоря Толстунова, Валерия Тодоровского, Сергея Мелькумова.
До настоящего времени господдержка отечественного кинематографа выражалась в финансировании из госбюджета отдельных кинопроектов. На эти цели государство ежегодно выделяло субсидии в размере около 3 миллиардов рублей, федеральный закон №126 «О государственной поддержке кинематографии РФ» предусматривает финансирование годичных программ. Новая программа рассчитана на три года (2009-2011).
Голутва также озвучил запланированный совокупный бюджет кинематографии: на 2008 год выделено 3,3 миллиарда рублей, на 2009 - 3,5 миллиарда рублей, на 2010 - 5,6 миллиардов рублей, на 2011 - 5,7 миллиардов рублей.
Он добавил, что увеличение бюджета - согласованная позиция правительства и Государственной Думы. «Если они изменят (позицию), то только в лучшую сторону», - отметил Голутва.
Правительство уже внесло в Госдуму проект трехлетнего бюджета на 2009-2011 годы, который будет рассмотрен в первом чтении на пленарном заседании 19 сентября.
Председатель комитета по культуре ГД Григорий Ивлиев рассказал РИА Новости, что масштаб компании, которая будет получать целевые средства, не имеет значение.
«Совсем не обязательно, что госзаказ получит большая компания, а не средняя. Масштаб компании не самое важное условие, сейчас важнее конкуренция идей, это станет определяющим при господдержке», - рассказал он.
Он отметил, что «поддержка, когда каждому фильму давалось по миллиону, была неэффективна» и приводила к распылению средств, «не давая возможности делать высококачественные и бюджетные фильмы».
«Мы предлагаем увеличить госфинансирование существенным образом на создание знаковых картин. Это, на наш взгляд, позволит переломить ситуацию, когда бюджетные деньги растворяются», - пояснил он.
Ивлиев добавил, что финансирование в большем объеме знакового фильма, который объединяет страну «даст шанс качественным компаниям для воспроизводства».
«Именно поэтому появляются слухи о том, что это будут четыре-пять компаний. Но, чтобы избежать опасности, когда маленькие компании не найдут себе применения, мы и пошли на существенное увеличение бюджета в целом», - отметил он.
В заключение разговора он добавил, что «обязательно будут поддерживаться и дебютные начинания».
«Госзаказ не может исходить только из критериев патриотичности и нравственного воспитания, есть еще и критерий поддержки исканий. И молодые, если покажут новое и необычное, создадут искусство для искусства - тоже получат господдержку», - успокоил глава комитета по культуре.
Один из инициаторов предстоящих перемен - директор компании «СТВ«Сергей Сельянов рассказал РИА Новости: «Речь идет о том, чтобы опираться на шесть-восемь компаний, давно устойчивых на рынке, и дать им возможность планировать свою деятельность. Все остальное финансирование будет осуществляться обычным порядком, весь госбюджет этим компаниям не отдадут, примерно - половину».
На сегодняшний день, по информации Минкульта, в стране 180 компаниями делается 215 картин (18 из них законсервированы).
Он добавил, что «решение финансировать надежные и успешные компании, вызвано стремлением не раздавать средства кому попало».
«Если посмотреть список фильмов, которым государство дало деньги, то примерно половина фамилий ничего никому не скажет: кто эти люди, где были показаны фильмы. И это не только дебюты», - пояснил Сельянов.
По его мнению, для небольших копаний будет существовать выход: «Маленькие кинокомпании получат две возможности: первая - традиционная - продолжать снимать на госсредства (давать им будут по 25 миллионов рублей на сильные проекты), и вторая возможность, на мой взгляд, более эффективная - кооперация с крупными компаниями. Если прийти к сильному продюсеру с интересным проектом и договориться о распределении прав и денег, то фильм на следующий день будет запущен».
Позитивно оценивает грядущие перемены и президент «CTC Media» Александр Роднянский. «Я думаю, что сама по себе идея финансировать напрямую компании - здоровая. И если не лукавить, что мы все знаем тот узкий круг кинокомпаний, которые долго ответственно и серьезно занимаются кинопроизводством. Им тяжело выживать и они нуждаются в господдержке. И это намного лучше, чем лукаво изображать равные условия и давать по миллиону долларов проектам, которые затем пропадут», - отметил он в интервью РИА Новости.
Роднянский напомнил, что грядущие перемены - не замена, а «параллель предыдущей модели». Он также добавил, что главное - чтобы рынку были понятны «правила и критерии отбора компаний, которые будут финансироваться государством».
«Почему именно они - это должно быть донесено четко и ясно», - сказал продюсер.
«Нужно внести ясность, как будет осуществляться выбор компаний, голосованием или еще как-то», - пояснил он.
На заседании правления Гильдии продюсеров вопрос о том, кто войдет в «круг избранных» и как их будут выбирать, был самым актуальным. Имена компаний так и не были названы.
Некоторые российские продюсеры обеспокоены, они считают, что подобное перераспределение финансирования наносит урон мелким и средним продюсерским компаниям, другим подобная консолидация активов на руку.
Главная претензия большинства продюсеров заключается в том, что, убирая равную для всех поддержку проектов, государство вводит нерыночные механизмы, которые приведут к сосредоточению огромных денег в руках одних компаний и появлению привилегированных игроков на рынке. А это, в свою очередь, нанесет непоправимый удар небольшим студиям, делающим ставку на авторское кино и молодых режиссеров.
Продюсеры также потребовали ввести аттестацию компаний и экспертный совет, состоящий не только из чиновников, но и из профессионалов кинобизнеса.
Эксперты рынка считают, что опасность заключается в том, что средние и мелкие компании либо вовсе останутся без государственных средств (шанс получать 1 миллион на проект игрового кино останется только у 40 претендентов, и войти в их число смогут люди с именем или связями), либо будут «сожраны» более крупными конкурентами, заинтересованным «в мозгах и идеях», которые генерируются именно в маленьких компаниях.
Сергей Члиянц, генеральный продюсер кинокомпании «Пигмалион Продакшн», делающий ставку на молодое кино, считает, что нынешняя программа «не согласована с целями государственной поддержки отечественного кинематографа».
«Происходит подмена хорошей цели поддержки кино. Идея передавать все средства крупным компаниям - порочна. Сильные компании должны создаваться при помощи рыночных механизмов, и это произошло бы в ближайшие года два, при помощи естественного укрупнения и консолидации. А если просто накачать компании деньгами, то получится колосс на глиняных ногах», - пояснил он РИА Новости.
Впрочем, Члиянц согласен, что за изменение прежней, «не слишком эффективной системы господдержки кино, надо давно было взяться ».
Режиссер Алексей Герман-младший, получивший «Серебряного льва» за лучшую режиссуру на Венецианском кинофестивале, также считает, что солидные финансовые госвливания «избранным компаниям» - механизм нерыночный.
«Просто ряд компаний получит серьезные преференции. Маленькие компании не выплывут, а большие не смогут все держать на должном уровне», - сказал он РИА Новости.
По его словам, «почти все успешные фестивальные картины последнего времени делают маленькие компании».
«Благодаря этим фильмам наблюдается сегодня колоссальный взлет молодого российского кино. Но любая маленькая компания существует по другим законам, чем большая. В маленьких компаниях все по-другому устроено, там атмосфера другая. Посадите Пикассо в цех - что получится? Мировая культурная среда - это всегда борьба за влияние, за идентичность государства. Мы знаем Италию 20 века из-за Феллини или Антониони. Нам что не нужна культура?» - сказал Герман-младший.
Станислав Ершов, директор киностудии имени Горького, считает, что «осуществлять госфинансирование через несколько частных коммерческих продюсерских кинокомпаний не совсем эффективно».
Он, в свою очередь, предлагает финансировать национальные, «особые», кинопроекты не через частные продюсерские студии, а через государственные киностудии.
«Получается, что в стороне остаются многие независимые продюсерские компании, сформировавшиеся за последние годы, а также базовые государственные киностудии, контроль за которыми государство оставило за собой, отложив их приватизацию. Эффективнее было бы финансировать проекты именно через эти базовые, государственные киностудии, которые бы сотрудничали теми или иными независимыми продюсерскими кинокомпаниями (лицензированными или из списка аккредитованных компаний, утверждаемого Минкультом) на условиях совместного производства», - пояснил Ершов РИА Новости.
Собеседник агентства отметил, что «это стимулировало бы привлечение внебюджетных средств, для производства фильмов».
«Гарантии целевого использования выделенных средств - также не последний вопрос. Не хочу обидеть коллег по цеху, но с государственной точки зрения - это более простой вопрос, если средства изначально выделены базовым государственным студиям, скажем, Мосфильму, студии Горького, Ленфильму и другим», - сказал он.
«Эти студии имеют огромные активы, самые современные технические и технологические возможности, и все это завтра никуда не денется. Таким образом, государство могло бы решить сразу две задачи, выделив деньги только один раз. Поддержало бы производство конкретных фильмов и одновременно государственные базовые киностудии, как производственные структуры», - считает Ершов.