Голливудские литераторы получают достаточно высокие гонорары за сценарии к фильмам и телешоу, а также вполне разумные отчисления с продаж DVD и трансляций в Интернете, говорится в заявлении Американского союза кино- и телепродюсеров, опубликованном в газете Hollywood Reporter на правах рекламы.
Основным требованием организаторов забастовки голливудских сценаристо, начавшейся в прошлый понедельник, было увеличение этих отчислений. В настоящее время писатели получают по пять центов с каждого проданного DVD с записью фильма, авторами сценария которого они являются. Такая цифра была установлена еще в 1985 году. По мнению членов американской Гильдии писателей, это слишком низкий уровень оплаты. Продюсеры же считают, что труд сценаристов «и так достойно оплачивается». Кроме того, как утверждают продюсеры, в момент начала забастовки компромиссное соглашение по спорным вопросам уже «находилось в стадии подписания», а писатели фактически сорвали урегулирование конфликта.
Между тем, из-за отказа сценаристов продолжать работу под угрозой оказались многие популярные сериалы и телепередачи. Так, очередная серия популярного в США, а с недавнего времени и в России сериала «Отчаянные домохозяйки», которую снимают в настоящее время, будет последней - по крайней мере, до завершения акции протеста. Согласно источникам в съемочной группе, у продюсеров больше нет рукописей для производства новых частей сериала. А в сценарном портфеле легендарной «Скорой помощи» остался материал лишь для трех серий.
Устроители акции протеста провели несколько пикетов у офиса телекомпании NBC в Нью-Йорке и около крупнейших студий в Лос-Анджелесе.
В понедельник на пикет у штаб-квартиры компании «Парамаунт» некоторые сценаристы пришли с детьми. Один из протестующих Рон МакГи, один из авторов сериала «Последний выход» (The Last Ride) привел семилетнего сына Алекса. «Он меня сам попросил», - объяснил писатель. Его коллега, Уэйн Крамер автор сценария «Тормоз» («The Сooler»), был на митинге с шестилетним сыном Этаном. «Я хочу, чтобы он, когда подрастет, помнил, зачем мы бастовали, а в 15 лет понял, в чем принимал участие», - сказал Крамер-старший в интервью газете Hollywood Reporter.
Сценаристы заявили о намерении прекратить работу заранее, но студии успели создать резервы рукописей для производства лишь некоторых фильмов и шоу. По оценкам экспертов, их хватит приблизительно до февраля будущего года, после чего выпуск новых оригинальных картин прекратится, а телеканалы будут вынуждены транслировать повторы программ.
По словам представителя телекомпании ABC, материала для производства новых серий популярных телесериалов «Все мои дети» (All My Children) (транслируется в США почти 40 лет - начиная с 1970 года) и «Главный госпиталь» (General Hospital) хватит до нового года. Аналогичная ситуация сложилась и с выпуском многосерийных теледрам канала CBS «Дерзкие и красивые» (The Bold and the Beautiful) и «Как вращается мир» (As the World Turns).
В то же время, на американском телевидении есть развлекательные программы, практически независимые от работы сценаристов - в основном они построены на личности ведущих, которые сами определяют их содержание. Так, несмотря на забастовку, популярное ток-шоу The View канала ABC, ведущими которого в разное время были известный журналист Барбара Уолтерс, актрисы комедийного жанра Рози О'Доннелл и Вупи Голдберг, дизайнер Элизабет Хасслбек, будет выходить в прежнем режиме.
Такая же ситуация и с собственным шоу известного комика Эллен Дедженерес, которая зачастую пишет свои монологи самостоятельно. Тем не менее, в новом выпуске программы Дедженерес не стала произносить традиционную речь. Вместо этого она сообщила аудитории, что охотно поддержала бы бастующих и прекратила работу над шоу, но ей не позволяют это сделать условия контракта.
«Я хочу сказать, что люблю своих сценаристов. В знак поддержки я не буду сегодня читать монолог. Я болею за них и надеюсь, что они получат все, о чем просят», - сказала ведущая.
Развлекательная индустрия - третья по количеству рабочих мест отрасль в округе Лос-Анджелес после торговли и туризма. В ней заняты 254 тысячи человек.
Прибыль от американской развлекательной индустрии, по оценкам специалистов, составляет около 30 миллиардов долларов ежегодно. Более двух третей этой суммы - прибыль от продаж DVD: в 2005 году объем рынка видеопродукции для домашнего просмотра в США составил 24 миллиарда долларов.
Кроме основного требования об увеличении выплат с продажи каждого диска, у литераторов есть и другие претензии к работодателям. В частности, они недовольны графиками выплат за производство программ, транслирующихся с помощью новых средств связи - интернета и мобильных телефонов.
Сценаристы неоднократно предупреждали о возможности организации акции протеста, однако многочисленные переговоры со студиями результата не принесли.
Последняя крупная забастовка американских сценаристов прошла почти 20 лет назад - в 1988 году. Акция длилась пять с половиной месяцев и нанесла шоу-индустрии, которая является важным сектором экономики США, убытки в 500 миллионов долларов.
По оценкам экспертов, если нынешняя забастовка затянется на аналогичный срок, размер экономического урона отрасли развлечений может составить около миллиарда долларов.