Знаменитый итальянский режиссер Франко Дзеффирелли 3-4 октября представит в Кремлевском дворце съездов оперу Руджеро Леонкавалло «Паяцы» (I Pagliacci).
«Работать в Кремлевском дворце очень сложно, для всего требуются разрешения. Мы не смогли в достаточной мере порепетировать. Для того, чтобы сделать гармоничную постановку, нам требовалось бы 3-4 дня и десять репетиций, а у нас не было ни одной, кроме генеральной. Я никогда так не боялся, как в этот раз», - признался маэстро на пресс-конференции в Москве во вторник.
Сложным назвал зал и дирижер Массимилиано Стефанелли (Massimiliano Stefanelli): «Это очень, очень сложное помещение, а с акустической точки зрения, пожалуй, даже и невозможное», - сказал он.
«Я молю Бога, чтобы у нас все получилось, и прошу вас также помолиться. Впрочем, я уверен, все будет хорошо. Ведь Кремль - это как спортивный стадион. Там надо либо ставить, либо не ставить. А я его не боюсь: в конце концов, я ведь ставил и на веронской Арене, а она в два раза больше», - добавил Дзеффирелли.
«Паяцы» в нынешней версии, по его словам, очень интернациональный спектакль: «У нас российский оркестр, итальянский дирижер, хор в полном составе - больше 100 человек - приехал из Тель-Алива. Среди исполнителей - итальянцы, американец, кореец и турок, декорации приехали из Лос-Анджелеса, а сама опера при этом итальянская», - добавил режиссер.
Как признался один из солистов московской постановки, Ричард Лич из Метрополитен-Опера, все артисты приехали в Москву, «потому что работать с маэстро Дзеффирелли - огромная честь, которая не часто выпадает. Если он скомандует, мы поскачем куда угодно. Потому что он заставляет нас копать глубже, искать ответы, создавать новое».
Как рассказал режиссер, Леонкавалло сочинил «Паяцев» в молодости.
«Композитор прочел в газете случай из криминальной хроники, когда во время представления провинциальных актеров случилось не театральная, а настоящая трагедия: муж из ревности убил жену. Публика думала, что это актеры так хорошо играют, а на самом деле все происходило в реальности. Именно эта проблема слияния вымысла и жизни, правды и притворства невероятно занимала всех интеллектуалов конца XIX века, в том числе и в России».
Дзеффирелли занимается «Паяцами» уже много лет и стал автором трех постановок.
«Это невероятно интересная опера, и она всегда меня занимала. Впервые я поставил ее в 1959 году в Ковент Гардене в Лондоне, а затем ставил в Риме, Нью-Йорке, Тель-Авиве, Афинах», - сказал Дзеффирелли, отметив, что в этих спектаклях участвовали такие звезды, как Пласидо Доминго и Хосе Каррерас.
«Вначале я помещал действие в эпоху Леонкавалло, затем, в 1982 году, перенес его в сороковые годы, потому что мне казалось, что такая тогда была атмосфера, а в последней постановке речь шла о современности. В ней мне очень помогла художник по костюмам Раймонда Гаэтани (Raimonda Gaetani), которая смогла показать, что люди в повседневной жизни - тоже своего рода маски», - объяснил он.
Дзеффирелли признает, что оперная постановка всякий раз бывает разной: «Опера отличается тем, что ни одна постановка не похожа на другую. Оперы вообще не существует до тех пор, пока не поднимется занавес, и всякий раз, как он поднимается, все происходит по-новому. Я 12 раз ставил «Травиату», в том числе и Марией Каллас, и всякий раз получалось по-разному», - говорит он.
При этом маэстро подчеркивает невозможность слишком радикальных оперных постановок.
«Когда я был молодой, я делал довольно современные вещи, но потом я понял, что с оперой шутить невозможно: в ней есть и музыка, и слова, и слишком сильно ее не изменишь. Невозможно поставить «Аиду», в которой Гитлер будет стоять у ворот Москвы. Однако таких, как я, соблюдающих волю композитора, осталось не много - фактически, я один. А учиться оперным постановкам молодежи негде, этого нигде не преподают. Я сам воспринял свое искусство от Висконти и Стрелера, теперь молодые приходят учиться ко мне, но этого не достаточно», - признал Дзеффирелли.
Со своей стороны, Александр Гафин из «Альфа-Банка», оказавший поддержку в организации московской постановки «Паяцев», добавил, что на один из спектаклей «Паяцев» в Кремле собирается пригласить московских студентов из Гнесинской академии и Школы оперного пения Галины Вишневской, чтобы они посмотрели, как работают с оперой великие.
Как отмечают организаторы гастролей Дзеффирелли, привезти оперную постановку - задача очень дорогая и масштабная. Стоимость такого проекта сопоставима с гастролями Мадонны: она составляет примерно 1,5 миллиарда евро. «Если постановка окупится на 40%, мы будем счастливы», - отметил Гафин.
Дзеффирелли приезжает в Россию уже не в первый раз: около 30 лет назад он привозил сюда свои театральные постановки, в частности, «Гамлета» и «Волчицу» с Анной Маньяни, в 2003 году привез «Травиату», а в 2005-м - «Аиду».
«Сейчас я ставлю в Римской опере «Тоску», премьера будет в январе, и ее я тоже хотел бы привезти в Москву», - признался РИА Новости режиссер.