В Москве театральный выход – акт социальный, добавляет штрих к вашему реноме. Поклонники некоторых режиссеров могут никогда не пересечься не только в зале театра, но и в декорациях самого города. Сложно представить, как молодая публика Центра им. Мейерхольда поедет компанией после фестивальной премьеры в Bolshoi. Зато легко оказаться за соседним столиком с Дианой Вишневой на Большой Дмитровке.
Улица Большая Дмитровка
DepositphotosВ советское время такое было невозможно. Таланты и поклонники были максимально дистанцированы друг от друга. Для артистов главных московских сцен, как и для военной, академической и партийной элиты, строили свои дома. Многие из них все так же очаровательны и добавляют флер окружению.
Артистичные переулки
Хотите совершить флэшбек в театральную Москву XX века, отправляйтесь в Брюсов переулок. Концентрация имен, связанных с Большим театром и Московской Консерваторией здесь максимальная. Меньше чем за пять лет, с конца 1920-х по начала 1930-х годов, здесь были построены три театральных дома. Первый, Дом артистов, проектировал Рерберг. Два других – Щусев.
Щусев сблизился со Станиславским и труппой, работая над декорациями к постановке пьесы «Сестры Жерар». Возглавил театральный строительный кооператив и спроектировал для артистов МХТ дом, известный нам под №17. Он продолжил работу в Брюсовом переулке уже со строительством дома для артистов Большого театра. Проектировал Щусев красивые и функциональные квартиры. Поскольку большинство репетировали дома, архитектор продумал звукоизоляцию, увеличил окна и дверные проемы, чтобы комнаты были светлыми и концертные рояли легко заносились в комнаты. Увидеть такое пространство своими глазами не сложно – квартира №10 дирижера Николая Голованова открыта для визитов.
Жилой дом («Дом артистов Большого театра»)
ТАССЕще один переулок, куда вас непременно направят поклонники вахтанговской школы, это Большой Левшинский. Дом для труппы второго «флагманского» драмтеатра был значительно скромнее, но зато здесь жил Андрей Миронов, что, конечно, делает адрес одиозным. Вахтангов же прожил рядом со своим театром лишь последние четыре года жизни – в Денежном переулке. С музыкальной историей этот адрес связывает еще один дом – Карла Гутхейл. В особняк исправно наносил визиты Рахманинов: Карл стал первым издателем и впоследствии другом композитора. Дружен был Гутхейль со многими, в том числе со Станиславским, Немировичем-Данченко и Морозовым – участвовал в «Товариществе для учреждения общедоступного театра в Москве», будущего МХТ.
Второй состав
В список театральных адресов Москвы, конечно же, стоит добавить Малый Кисловский, где находится ГИТИС, и Большой Николопесковский, где находится второй дом «вахтанговцев» и Щукинское училище.
Есть в Москве и новые дома, которые строились уже для тех, кто не был творцов, но хотел быть сопричастным театральной истории города. Так, на Остоженке почти 20 лет назад появился большой белоснежный особняк, похожий на десерт «Павлова» со звучным названием Opera House. Если вы отправитесь на прогулку и свернете в переулок рядом с этим домом, чтобы пройти к Зачатьевскому монастырю, то наверняка услышите из окон этого дома распевку или арию. Поют не жильцы, а ученики. Левое крыло дома занимает школа оперного пения Галины Вишневской.
В 2010 благодаря новому жилому строительству на улице Станиславского некоторое число состоятельных москвичей, далеких от искусства, узнали о том, что «делят» двор со Студией театрального искусства. А руководит ей прекрасный режиссер Сергей Женовач, ученик Петра Фоменко и один из лидеров современного театра. Кстати, сейчас он худрук МХАТа им. Чехова.
К фактам жизни самого Станиславского возвращает нас недавно достроенный дом на Поварской. Если быть точным, то это камерный квартал на углу Поварской улицы, Хлебного и Мерзляковского переулков. Этот «Театральный дом» напомнил москвичам о забытой многими истории первого частного театра Немчинова, который находился по этому адресу. В старом доме купил студию для экспериментальной лаборатории Мейерхольда и сам Станиславский.
Театральный треугольник
«Зимою, едва только начинается разъезд у большого театра, как со всех концов Москвы тянется в несколько рядов бесконечная цепь карет к подъезду Дворянского Собрания, или на Поварскую, Арбат и Пречистенку, где московские гранды дают балы на славу», – не так уж сильно отличается столичная жизнь середины 19 века, описанная Петром Вистенгофом, от нашего времени. Большой остался главным светским аттракционом. Движение все такое же плотное. Состоятельные семьи неизменны в выборе адреса для своего дома.
Новый квартал на Поварской – сложно срежиссированная архитектурная постановка. Ансамбль «Театрального дома» составляет доходный дом 1893 года, два жилых дома конца XIX – начала XX, два новых корпуса, расположенных перпендикулярно Поварской, и третий, примыкающий к отреставрированным зданиями со стороны Хлебного переулка. Проектированием и реставрацией занимались эксперты ГУП «Моспроект-2» имени Посохина.
Для тех, кто хочет быть в центре главных театральных событий, это место, пожалуй, лучшее в Москве. Если на карте вы зададите треугольник главных сцен – Театр на Малой Бронной, МХАТ, Вахтангова – «Театральный дом» окажется в его центре. До Большого зала Консерватории и театра Маяковского на Никитской 10-15 минут прогулки.
Если для визита в театр мы все еще придерживаемся умеренных в своей строгости правил, то архитектурный этикет театральных домов остается консервативным. Как говорится «наряд вечерний, но не бальный». Классический ордер, элементы больших стилей.
За декорации «Театрального дома» отвечал заслуженный архитектор России Павел Андреев. Он создал не пышную, но в высшей степени артистичную художественную отделку фасадов – плитка «кабанчик», кованые элементы модерн, авторские панно из майолики, стилизованные под ар-нуво.
Позавидовать можно и соседству дома с Академией им. Гнесиных, и зеленых Патриарших, и фантастического особняка Рябушинского. Имя и окружение привлекают к этому месту семьи, театральный календарь которых включает не только московские и петербургские премьеры, но и Зальцбург, Амстердам, Мюнхен и Авиньон.
Сообщество дома будут составлять владельцы 129 апартаментов de luxe. Их «театр» будет начинаться с дубовых дверей с витражами, мрамора и богемского хрусталя в парадных. Прекрасный способ перейти с городского аллегро на домашнее адажио.