Коко Шанель дала женщинам своего времени юбки до середины икры, вещи простого кроя, которые можно было надеть и снять самостоятельно без помощи многочисленных горничных. При ней исчезли воротники, которые помогали шее держать на голове гигантскую клумбу, называвшуюся шляпой. Все стало просто и односложно, но при этом мадемуазель Шанель доказала, что жертвовать женственностью и элегантностью ради того, чтобы быть в состоянии прыгать, кричать и в принципе жить, нет необходимости. Было достаточно просто выбрать Chanel.
В первую четверть XX века в мире французской моды господствовал модельер Поль Пуаре. Он стал отцом кутюра со всеми его перьями, жемчугами и даже брильянтами, вшитыми в наряды. Кстати говоря, именно ему принадлежала идея основания Синдиката Высокой моды — эта организация по сей день выступает в защиту оригиналов от подделок и присваивает модным домам статус haute couture.
Конкурентами Пуаре и Шанель стали из-за сильно разнящейся идеологии: он считал, что она шьет одежду в стиле «роскошной бедности», а она говорила, что Пуаре не хочет, чтобы женщины могли нормально ходить.
Принято думать, что Коко стала первой, кто освободил женщин от диктатуры корсета во Франции, но это не совсем так — она первой сделала это ради удобства женщины. Пуаре искренне любил своих клиенток, однако в своих моделях он решил отказаться от корсетов по эстетическим соображениям. Ему не слишком нравилась форма песочных часов, которую любое женское тело приобретало за счет корсета, а она оставалась эталоном женской красоты уже много лет, поэтому было решено придумать мягкий бюстгальтер.
Супруга Поля Пуаре Дениза, чью фигуру он брал за основу, писала в своей автобиографии: «Как здорово — найти мужчину, который одевает вас так, будто вы явились из волшебной страны». Она очень точно описала источник дохода и впоследствии разорения кутюрье.
Поль Пуаре делал каждое платье и шляпку словно маскарадный костюм: в ярких тонах, с изысканными деталями и узорами, для создания которых нанимал лучших художников со всего мира. Его вдохновляли и восточные мотивы, благодаря ему француженки целый сезон ходили в образах наложниц богатого султана, даже русские кокошники нашли отражение в его творчестве. До того, как Дягилев в рамках первых гастролей «Русского балета» привез в Европу «Шахерезаду», в 1910 году Поль уже предложил «хромую юбку», ширина которой составляла всего 30 см и позволяла передвигаться только крохотными шажками. Тогда его поклонницы впервые начали роптать — ритм жизни потихоньку ускорялся, и жертвовать комфортом ради того, чтобы походить на японскую гейшу, не слишком хотелось. Его самодовольство всегда создавало проблемы: «Я освобождаю их тело, однако сковываю их ноги», — смеялся Пуаре.
Его империя потерпела крах во время Первой мировой войны, когда населению Франции стало не до шуток и не до загадок Востока или очарования Древней Руси.
Все должно было быть просто и понятно, а главное, нужно, чтобы одежда не мешалась. В этом вопросе перья и кринолин не были уместны, но он это понял, только когда вернулся с фронта, а его магазины опустели. Больше никто не хотел играть в нежных и ранимых лебедей, женщины желали реализовать свои возможности и иметь возможность буквально засучить рукава.
Удивительно то, что Шанель и Пуаре вдохновлялись одними и теми же вещами, только Коко заимствовала детали, не сковывающие движения. Например, у русских она переняла вышивку и любовь к льняным тканям, хотя многие биографы говорят, что введенные ею тренды диктовала ее трагическая любовь к мужчинам. Сама же дизайнер, которая любила сочинять красивые истории не меньше сказочника Поля, говорила, что идеи для своих великих открытий она черпала в толпе. История появления маленького черного платья, по ее версии, началась с того, что она пыталась высмотреть знакомых, сидя в своей ложе в театре, но их яркие платья делали лица неразличимыми в толпе. Недоброжелатели сетовали, что Шанель ввела в моду черное после автокатастрофы, в которой погиб ее любовник Артур Кейпл, которого друзья звали Боем. «Она хочет одеть весь мир в траур по своему возлюбленному», — говорили сторонники ярких цветов.
Знаменитый твидовый юбочный костюм был создан случайно, когда в послевоенное время на складах не осталось традиционных «женских» тканей, а работать с грубым твидом было непросто, потому что его нельзя драпировать и делать причудливые фасоны. Никто бы не взялся за это, кроме нее, поэтому Шанель думала недолго. Всего через пару месяцев ее клиентки получали десятки комплиментов за самые элегантные костюмы, которые передают из поколения в поколение даже в нашу эпоху fast fashion и полного пренебрежения традициями.