Сегодня, 6 июля, исполняется 110 лет со дня рождения Фриды Кало, мексиканской художницы, вся жизнь и творчество которой были пронизаны болью — и красотой. В шесть лет она перенесла полиомиелит, отчего правая нога стала тоньше левой, в 18 попала в автобусную катастрофу — множественные переломы на месяц приковали ее к постели, и тогда она начала рисовать, в том числе на гипсовом корсете, сковавшем ее тело. До той страшной аварии Кало занималась спортом и изучала медицину — трагедия же лишила ее возможности иметь детей и сделала художницей, писавшей боль, смерть, природу и себя во всем этом, не боявшейся запретных тем вроде бесплодия и абортов, не стеснявшейся выражать себя в творчестве и в жизни.
Художник Диего Ривера и его супруга, художница Фрида Кало, около дома в Мехико, 1939 год
APНастоящий символ феминизма, она презирала любые условности. В том числе и в одежде — недаром в ее стиле черпают вдохновение модельеры и стилисты. Для дизайнеров Кало оказалась находкой — недаром ее одежда сегодня оказывается предметом выставочных экспозиций наравне с ее живописными работами и фотографиями.
Ее уникальный гардероб оказался доступен широкой публике только после 2004 года.
Когда Фриды в 1954 году не стало, ее муж, Диего Ривера, запер комнату, в которой хранилась ее одежда. Лишь спустя 50 лет посторонние люди смогли увидеть покрывшиеся пылью платья, пышные юбки и блузы, накидки и мексиканские шарфы, крупные украшения, ленты и цветы, которые Фрида Кало вплетала в волосы, — словом, все то, в чем до сих пор черпают вдохновение художники и дизайнеры.
Для самой Фриды Кало вдохновением служила одежда мексиканских женщин. Платья с пышными юбками и яркой вышивкой носили женщины региона Теуантепек, где царствовал матриархат, — они, эти платья, помогали Фриде не только скрыть природный недостаток, последствия полиомиелита, но и символизировали для нее силу женщины, ее равноправие с мужчиной. Ее широкие вышитые блузы были родом из гардероба коренных жительниц Центральной Америки (принадлежавших к племени майя) — оригинальная вышивка рассказывала историю носительницы, которая могла надевать такую блузу в течение 30 лет. А еще были корсеты, напоминавшие тот, в котором она снова училась жить после аварии, яркая обувь на толстом каблуке, чулки, крупные украшения, которые она надевала в изобилии, не считаясь с правилами, — и мужские твидовые костюмы.
Картина Фриды Кало «Автопортрет с обрезанными волосами» на выставке в Детройтском институте искусств, 2015 год
Rebecca Cook/ReutersОна не следила за модой и одевалась так, как ей было удобно, так, чтобы нравиться самой себе.
Ей было плевать на сочетание узоров, цветов и фактур. Не выщипывала брови — и монобровь, и усики мексиканки стали ее фирменным знаком. В 70-е Кало была примером для феминисток, в 80-е ее вознесли на пьедестал на арт-рынке, когда цены на ее работы взлетели в разы, в 90-е ее записали в соратницы в ЛГБТ-сообществе.
С конца 90-х образ художницы стал часто использоваться стилистами и модельерами. В 1997-м тренд задал Жан-Поль Готье: на показе коллекции сезона «Весна-лето 1998» одна за другой выходили модели с густыми черными бровями, косами, уложенными пышной короной, в широких юбках. В 2010-м в кутюрной коллекции Givenchy появились кружева и корсеты, не оставлявшие сомнений в своем происхождении. В 2011-м Антонио Маррас, создававший для Kenzo коллекцию осеннего сезона, не скрывал, что его вдохновляли образы представительниц латиноамериканской богемы, в том числе и Фриды. В 2012 году белые блузы, широкие юбки и цветы в волосах обнаружились у моделей на показе Moschino. В 2014-м Dolce&Gabbana показал моделей в блузах с вышивкой и божественной красоты корсетах, а главное — с густыми бровями.
Скопировать стиль Фриды Кало оказалось совсем несложно: главное — уложить косу короной, украсить ее цветами, надеть побольше украшений, широкую юбку в цветах, не забыть о белоснежных нижних юбках, украшенных шитьем, цветных блузах, пончо. Смешать разные узоры и фактуры. Не бояться цвета. А главное — не думать о том, как посмотрят на вас другие. Наверное, это и было настоящим стилем Фриды Кало, который не скопируешь, — так надо жить. Преодолевая боль и страх смерти, скрывая горе любовью и страстью, рассказывая собственную историю в своих работах. Быть сильной — несмотря ни на что.