Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

О чем поют эстонцы

На границе Эстонии и России прошел музыкальный фестиваль

Каждый год в июне эстонцы на три дня покидают города, чтобы жить почти в лесу, танцевать вокруг костра и слушать фолк: от традиционных колыбельных, до электронных сетов, сочетающих в себе то, что было в народной музыке сотни лет назад, с тем, что есть сейчас. «Газета.Ru» рассказывает о фестивале Seto Folk, прошедшем в регионе Сетумаа, и о самом важном в эстонской культуре — о песнях из леса.

В культурном календаре Южной Эстонии каждый год — с десяток музыкальных фестивалей. В какой месяц не приедешь — можно петь. В апреле поют на ночном празднике танца в Вильянди, в мае — на фестивале авторской песни в Тарту. В июне фольклорными песнями отмечают наступление лета и разжигают большой концерт на Ивана Купалу. В июле поют на Чудском озере. А в регионе Сетумаа, на самой границе между Россией и Эстонией, поют каждый день: здешний народ называет себя сету, и для них петь — все равно что молиться.

Сетумаа — потерянный рай городского жителя.

Здесь Таллин с населением в одну восьмую Москвы считают мегаполисом, бетонным муравейником.

Из столицы сюда бегут отдохнуть и часто остаются навсегда: слишком свеж воздух, слишком красивы песни сету.

Сетумаа, женщины и самогон

Сетумаа — это территория на самой границе с Россией: по дороге через Сетумаа то и дело мелькает проволочный забор, отделяющий русский лес от эстонского. Разницы между ними никакой: все та же пахучая северная зелень цвета «вырви глаз». Часть народности сету живет в нынешнем Печерском районе Псковской области — когда в 1945 году в РСФСР рисовали границы, коренные народы этих земель не спрашивали, какая страна им больше по нраву. Впрочем, это и не важно: сету и сейчас живут так, как жили 100 лет назад. Женщины в самых глухих уездах ходят босиком, наливают 50-градусный напиток с непроизносимым названием и ругаются, когда его сравнивают с русским самогоном: «Самогон — его из чего угодно можно делать, а это — чистое зерно».

Традиция полифонического пения сету — леэло — включена в список ЮНЕСКО как часть мирового нематериального культурного наследия.

Поют здесь в основном женщины: с момента рождения и до самой смерти их жизнь — одно большое, по современным меркам, выживание. Доить скот, ткать одежду, колоть дрова, топить каменную русскую печь и воспитывать потомство веселее в компании, поэтому леэло поют хором. Искусные запевалы — матроны — почти всегда импровизируют, поэтому у сету не услышишь двух одинаковых песен. Каждый хор поет про себя, каждая песня — народная идентичность, возведенная в квадрат.

Самые красивые песни — те, с которыми встречают гостей, рожают детей, хоронят и выдают девиц замуж. Похоронные песни похожи на метафизическую рефлексию о жизни и смерти, но самые грустные — свадебные. Обычай, когда жениха для дочери выбирают родители, здесь почти так же живуч, как на Кавказе. Хор поет о том, что женская доля — следовать за мужем, а вернешься ли ты на родину — дело десятое. Но это история, а сегодня коренные сету возвращаются на земли, с которых их сгоняло время. Чтобы сохранить традицию, современные хоры в Сетумаа превратили свое пение в работу — ездят по Европе на разные фестивали, но не бросают родину: считают, что коренные сету по-настоящему важны.

Независимость и шабаш

Никто об этом не знает, но в Эстонии музыка — очень важная часть национальной самоидентификации. Настолько, что даже из состава СССР Эстония вышла с песней: эстонцы назвали это «Поющей революцией». Независимость дала Эстонии пинок для культурного ренессанса: современное искусство здесь — от картин до музыки — сегодня на высоком уровне. В стране хорошо поставлена система финансирования искусства, молодые художники то и дело пробиваются на Венецианскую биеннале. Есть даже «зарплата художника» — ежемесячное пособие в размере средней заработной платы.

В современной эстонской фолк-музыке жив древний финно-угорский дух: это музыка леса.

Главный мейнстрим для фолк-исполнителей — традиции: электронные сеты сочетаются с редкими инструментами, многие из которых изготовлены вручную. Поэтому трехдневный фестиваль Seto Folk на территории Сетумаа рядом с местечком Вярска похож на этнический шабаш: танцевальные треки на смычковой лире, черный металл с волынкой вместо соул-гитары, а рядом — все те же женщины, распевающие леэло, и лихие парни с гармонями. Прогрессивная молодежь визжит от радости. Народ постарше потягивается на траве. Дети бросают ветки в огромный костер.

Звук эстонского леса

Seto Folk — не про амбициозных новичков, а про тех музыкантов, что уже добились успеха. Здесь поет местный феномен — Маарья Нуут, молодая скрипачка и певица из Северной Эстонии. Концерт Маарьи — концерт гамельнского крысолова: хочется закрыть глаза и идти за ее голосом. За диджейским пультом — Хендрик Кальюярв, и вместе они — целый оркестр.

Их особенность — живое семплирование, позволяющее достичь многослойности звука: Маарья тихонько напевает в микрофон, Хендрик миксует звуки между собой. Им не нужны дополнительные биты, потому что весь звук на сцене создает Маарья: она цокает языком, диджей колдует — и получается шелест гальки под ногами.

В песнях Маарья Нуут подражает старинной фольклорной музыке, голосом изображая все силы природы сразу.

Ее приходят слушать местные хиппи: на концерте на полу перед сценой сидит светловолосая босая семья — один в один из «Капитана Фантастика». Их детям все завидуют: пляшут себе, как первобытные, а потом засыпают на коврике — кажется, именно так себя хочется вести взрослым.

Самых известных эстонских фолк-исполнителей — группы TRAD.ATTACK! — на Seto Folk не было, но знать их стоит. Это они прославили эстонский фолк за рубежом: трое поющих ребят, которые используют в аранжировках старинные записи и периодически приглашают на концерты бородатых волынщиков из глуши. Слушать их весело и непонятно: TRAD.ATTACK! используют древние тексты и диалекты — даже для самих эстонцев их язык звучит как выдуманный.

Отдельное удовольствие — познакомиться на Seto Folk с певицей из хора сету в народном костюме и зазвать ее кататься на лодке по местному озеру. Когда пристань пропадет из виду и на горизонте останутся только лес и вода, она обязательно запоет и расскажет о том, как правильно молиться Пекко — языческому богу плодородия. Потом можно сидеть у костра и слушать фолк-аналог Rammstein — с волынками. А можно смотреть, как солнце садится за эстонский лес — а может, за русский.

Новости и материалы
Москвичам рассказали о погоде 27 декабря
Законопроект о бесплатных продуктах в магазинах внесут в Госдуму весной
Госпитализированный актер Евгений Косырев находится в тяжелом состоянии
Президент Панамы переговорит с Трампом о будущем Панамского канала
В аэропорту Казани из-за ограничений задержаны три рейса
Опрошенные россияне назвали оптимальную для себя стоимость вина
Россиянам рассказали, как обезопасить себя от киберугроз в праздничные дни
Эксперт объяснил необходимость отключения WhatsApp на миллионах Android-смартфонов
Мужчины тратят денег на покупки в видеоиграх значительно больше женщин
Эксперты назвали признаки неоригинального iPhone
Стало известно, сколько россияне потратили на покупку подержанных авто за 11 месяцев
Военный эксперт заявил, что ВС России зачищают плацдарм ВСУ южнее Курахово
Глава МЧС назвал зоны риска стихийных бедствий в следующем году
В России рассказали, что ждет Зеленского после СВО
В Британии заявили, что Кураховская ТЭЦ может стать новой «Азовсталью»
Над российскими регионами за ночь сбили 13 украинских беспилотников
Названа причина снижения цены на красную икру
Американский профессор предсказал трудности Европы из-за Трампа
Все новости