Айседора Дункан, американская танцовщица, прославившаяся на весь мир благодаря революции, которую она произвела в мире классического балета, родилась ровно 140 лет назад. Прожив всего полвека, она оставила неизгладимый след как в танцевальной среде, так и в жизни общества первой четверти XX века.
Танцы босиком
Дункан родилась 27 мая 1877 года в Сан-Франциско. Айседора была одной из четырех детей, которые воспитывались в благородной бедности своей матерью — учителем музыки. Ее отец, Джозеф Дункан, обанкротился и ушел из семьи еще до рождения дочери. Интерес к творчеству у Айседоры появился уже в детстве: в возрасте шести лет она начала разучивать танцевальные элементы с соседями, такими же детьми, как она сама. Слава о юном учителе быстро распространялась, и уже в десять лет танцевальные группы под руководством Айседоры стали довольно большими.
Дункан не была классической балериной — ее танцы отличались независимостью и самовыражением. Никаких коротких пачек и жестких пуантов, которые носили балерины, — Айседора танцевала босиком, обматывая ноги специальными шарфами.
В 1899 году состоялся ее дебют, но карьера Айседоры сложилась уже за пределами родины — семья быстро переехала из Америки в Европу. Живя в Лондоне, она часто посещала Британский музей, где изучала греческую мифологию и визуальную иконографию, которые формировали ее чувство прекрасного и отражались на стиле танцевальных движений.
Судьбоносным знакомством для Айседоры стала встреча с актрисой Патрик Кэмпбелл, после которой Дункан стала появляться на частных приемах Лондона. Она исполняла танцы босиком, благодаря которым быстро прославилась как «экзотическая диковинка». В 1903 году Айседора впервые выступила с концертной программой в Будапеште. Тогда же Дункан вместе с семьей посетила Грецию, где обучалась древнегреческому пластическому искусству, стремясь связать танец и музыку в единое целое.
Спустя два года Дункан отправилась в свое первое турне в Россию, во время которого произвела глубокое впечатление на хореографа Мариинского театра Михаила Фокина и искусствоведа Сергея Дягилева.
Isadorables
В 1905 году Айседора организовала в Германии свою танцевальную школу из шести девушек: Анны Дензлер, Марии-Терезии Крюгер, Ирмы Эрих Гримме, Элизабет Милкер, Марго Джел и Эрики Ломанн. Уже в июне молодые девушки дебютировали в бенефисе Айседоры в Кролль-опере в Берлине. В течение следующих четырех лет школа гастролировала в Германии, Голландии, Швейцарии, России, Англии и Франции. Кстати, термин «Isadorables» появился благодаря французскому танцевальному критику и писателю Фернану Дивуару — именно так он назвал танцы девушек в 1909 году.
Американский дебют состоялся 3 декабря 1914 года в Карнеги-холл в Нью-Йорке и сразу же имел большой успех. Кинокомпозитор Зигмунд Спит в одной из своих рецензий так охарактеризовал событие: «Можно с полным основанием утверждать, что
никакие танцы в мире сегодня не имеют больше истины и искренности в своем призыве, чем танец этих шести приемных дочерей Айседоры Дункан.
Будь то искусство интерпретации Анны, или ритмическая уверенность Терезы, или воздушные прыжки Лизы, или драматическое красноречие Ирмы... Всегда есть эффект молодой спонтанности, прямой вызов всему искусственному и неискреннему... Эта индивидуализация танцоров делает их первые успехи в карьере в качестве отдельных артистических личностей».
В 1918–1920 годах Isadorables гастролировала по США с огромным успехом. В июне 1920 года Айседора привезла группу в Париж. В 1921 году Айседора приехала в Москву, чтобы открыть русскую школу, однако среди учениц только Ирма была готова присоединиться к ней. Анна, Лиза и Марго вернулись в Америку, чтобы организовать тур. Именно благодаря школам Анны, Ирмы, Марии-Терезии и Лизы наследие Айседоры живо до сих пор.
Личная жизнь
В личной жизни Дункан бросила вызов социальным обычаям, заявив, что не выйдет замуж. В обществе балерину воспринимали как феминистку, а своих двоих детей она воспитывала без мужа. Судьба малышей сложилась трагично: в 1913 году автомобиль, в которым ехали ее дети и няня, утонул в Сене. Через какое-то время Айседора решилась стать матерью еще раз. Она родила сына, но он прожил всего лишь несколько часов. После очередной трагедии танцовщица больше никогда не заводила детей: все ее время занимали танцы и преподавание.
Однако встреча с Сергеем Есениным нарушила феминистские принципы Айседоры.
Они познакомились в октябре 1921 года в мастерской художника-авангардиста Жоржа Якулова и меньше чем через год поженились в Хамовническом загсе Москвы. Ему было 27 лет, ей — 45. Есенин не говорил по-английски, Айседора знала всего пару слов по-русски. Брак был счастливым ненадолго. Перебравшись за рубеж, Есенин чувствовал себя никому не нужным, несмотря на то что Дункан всячески старалась поддерживать супруга, публикуя его стихи и устраивая поэтические вечера. Тем не менее поэта воспринимали исключительно как приложение к знаменитой жене. Алкоголизм Есенина и постоянные сцены с ссорами и расставаниями окончательно разрушили брак.
Театральная смерть
Смерть великой танцовщицы, впрочем как и вся история ее жизни, напоминает эпизод из театральной постановки. Садясь в автомобиль, она обмотала шею длинным шарфом. Машина рванула с места, но не проехала и ста метров, как конец шарфа порывом ветра затянуло в спицы колеса. Голова 50-летней танцовщицы резко упала — так Айседора Дункан скончалась 14 сентября 1927 года в Ницце.