Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

«В жестоком мире хочется сахара»

Парфюмер Селин Верлер — о том, почему нас тянет на сладкое

В парфюмерном мире все очень запутанно — за это мы его и любим. Помимо ароматов люксовых брендов, названия которых мы отлично знаем, есть сложные нишевые — для особых ценителей нот смол и дубового мха. А есть художественные: для создателей таких парфюмов важен не только запах, им нужно придумать концепцию. «Газета.Ru» поговорила с основательницей одного из таких необычных брендов Селин Верлер о том, как соединить парфюмерию и искусство.

Француженка Селин Верлер — основательница бренда Olfactive Studio. Парфюмер, путешественница, горячая поклонница искусства фотографии придумала шесть лет назад выпускать ароматы, вдохновленные фотографиями. Как могут пахнуть фотографии джунглей, городского пейзажа или... тени? С этого мы начали наш разговор.

— Для меня все начинается с фотографии. Именно в фото я черпаю вдохновение. Я много путешествую, хожу по выставкам, и когда я нахожу фотографию, которая вызывает у меня сильный эмоциональный отклик, мне становится интересно — как это может пахнуть? Тогда я нахожу парфюмера: я не занимаюсь непосредственно созданием формулы, как креативный директор, я задаю направление и балансирую ингредиенты. Когда мы начинаем работать с парфюмером, я описываю аромат, который «вижу» в фотографии, самыми обычными словами. Мы вместе рассматриваем фотографию, разговариваем о ней, набрасываем идеи.

— То есть вы смотрите на фото и говорите, что вы хотите? А как вы это описываете?

— Ну вот, например, Lumiere Blanche: я сказала, что я хочу горячее молоко и холодные специи. Молоко — из-за белого цвета, а еще мне казалось, что эта фотография одновременно и теплая, и холодная, потому что кажется, будто на фото айсберг, а на самом деле это снято на Сицилии. Последний аромат — Close Up — вдохновлен макрофотографией человеческого глаза, даже не сразу поймешь, что на снимке радужная оболочка. Вот про него вообще не скажешь, как он должен пахнуть — а у него теплый амброво-кожаный аромат.

Для Ombre Indigo я хотела создать аромат… тени. Как может пахнуть тень?

Как угодно, но мы решили, что это будет дымный аромат, а если обратить внимание на цвета, то здесь есть шафран, тубероза, все это я «перевела» с фотографии. Но это всего лишь мои ассоциации — возможно, вам в голову пришло бы что-то другое.

— Ну, если бы у меня было воображение…

— Иногда на какие-то мысли наводит название фотографии. Вот Flashback — воспоминание — заставило меня подумать о тарте из ревеня , который делала моя бабушка.

— По вашим ароматам никогда не поймешь, для кого они предназначены — для мужчин или для женщин.

— Это потому, что я никогда не думаю о тех, для кого я это делаю. По-моему, на самом деле никогда нельзя понять, кто будет это носить. Это отличает нишевые бренды от популярных люксовых.

Большие компании непременно проводят маркетинговые исследования, изучают, что нравится, например, женщинам в возрасте 30 лет, когда решают создать аромат именно для этой категории людей.

Мне все равно. Я не хочу об этом думать. Я предлагаю художественный подход — кому-то мои ароматы понравятся, кому-то нет, но я об этом ничего не знаю. Выбор человека зависит и от характера. Есть люди, которым по душе мягкие «интимные» ароматы, стеснительные люди никогда не будут носить что-нибудь яркое — восточное, пряное, кожаное.

— Вы отказываетесь от маркетинговых исследований?

— Что мне не нравится в маркетинговых исследованиях, так это универсальный подход: 80% любят этот запах, так что он будет успешным. Но так это не работает, иначе все запуски в люксовом сегменте были бы успешными! На самом деле, когда я говорю, что мне неважно, что думают люди о моих ароматах, это, конечно, не совсем так. Мне интересно, что они чувствуют! Но это никак не связано с маркетингом. Кстати, это не значит, что я не попадаю в тренд — новый Close Up, который мы сейчас выпустили, относится к семье кожаных, которая сейчас как раз очень популярна в люксовом сегменте, да еще и амбра с гурманской ноткой вишневого ликера — у меня никогда раньше не получалось так четко попасть «в струю». Хотя я просто хотела поэкспериментировать с анималистическими нотами, чего раньше никогда не делала, и поработать с амброй.

— Какие еще тенденции вы наблюдаете на рынке, если уж говорить о трендах?

— Гурманские ароматы. Все новые парфюмы, которые сейчас запускаются, оказываются сладкими. Я это заметила в Duty Free в парижском аэропорту — там в воздухе был сплошной сахар из-за новинок, которые пробовали пассажиры. Poison Girl, Mon Guerlain... А знаете, почему? Потому, что рынок рассчитывает на молодежь, и все думают, будто молодым нравятся сладкие запахи.

— Может, это правда? Впрочем, 20 лет назад самым популярным ароматом у молодежи был L'eau Par Kenzo, над которым вы работали в Kenzo, — свежий, акватический. Тогда молодые люди выбирали свежесть — что изменилось? Почему нам так нужны сейчас именно сладкие ароматы?

— Я думаю, мир стал более жестоким. Сейчас в мире происходит много неприятного, пугающего, непредсказуемого: во Франции мы вообще не понимаем, куда мы идем, в США то же самое. Мир стал очень хрупким. Может быть, поэтому нам хочется спрятаться в этот сахарный кокон. Сейчас хочется ощутить спокойствие, расслабленность, принять утешение, которое дают гурманские запахи.

— Было ли страшно открывать собственный бизнес после того, как вы работали на стабильные компании вроде Kenzo?

— На Kenzo я работала 15 лет назад. За это время я успела сделать еще много чего — путешествовала, занималась открытием магазина в Рио-де-Жанейро в Бразилии, так что у меня было много разных опытов, прежде чем я запустила собственный бренд. И оказалось, что работать на себя гораздо интереснее, потому что ты делаешь то, во что на самом деле веришь. Мне понравилось, что не нужно заниматься маркетингом и делать исследования рынка, хотя я и умею это делать. Мне тяжело работать в группе, потому что ты принимаешь решения не одна — решают все.

И получается: то, что ты запускаешь, может тебе не совсем нравиться.

Со своим брендом я могу сказать, что все, что я выпускаю, мне нравится. Это соответствуют моему вкусу, даже если я не все ношу. Они все древесные и пряные, все — унисекс, так что иметь собственный бренд более удобно. А риск не очень большой: поначалу ты выпускаешь совсем мало, и если это не работает, тебя все равно никто не уволит.

— Отчего среди известных парфюмеров так мало женщин?

— Ну, это как с шеф-поварами. На самом деле женщин-шефов, как и женщин-парфюмеров, в мире очень много, но звездами становятся обычно мужчины. Я, кстати, предпочитаю работать с женщинами, потому что мне хочется их продвигать. К тому же мне с ними проще, мне кажется, что они лучше понимают, что я хочу. Но, кстати, все меняется.

Раньше инхаус-парфюмеры известных домов были исключительно мужчинами, потому что руководство домов чувствует себя с ними увереннее, чем с женщинами.

Но в прошлом году Жан-Клод Эллена ушел из Hermes, и на его место пришла Кристин Нажель. Женщина, так-то! Сейчас я встречаю множество молодых женщин-парфюмеров, основательниц парфюмерных брендов. Я думаю, так и должно быть.

— Почему?

— Духи предназначены для того, чтобы помогать женщинам чувствовать себя более уверенными в себе, лучше чувствовать себя в обществе. Я верю в силу аромата, в то, как он может вдохновить женщину, в то, что он влияет на ее поведение. Он помогает выражать себя, быть яркой, смелой. Думаю, особенно в этом помогают ориентальные ароматы, шипровые, в общем, те, что принадлежат к ярким ольфакторным семьям. Слишком мягкие, свежие, сладкие не подходят. Аромат должен быть загадочным и очень индивидуальным.

— А если мне, например, нравится один аромат, но он настолько суров, что я не решаюсь его носить?

— Считайте аромат униформой. Костюмом. Если жизнь — это театр, а мы в нем актеры, то нам нужны костюмы! Так что используйте свой суровый аромат, чтобы проверить, сможете ли вы вести себя более смело. И вообще, имейте в виду: ароматы надевают не для других, а для себя. Используйте сильные запахи, будьте сильной.

Новости и материалы
Пострадавший в аварии в Мурманской области пассажирский поезд двинулся дальше
Мальчик попытался получить выигрыш в мессенджере и лишил родителей сбережений
Пожар на колокольне Троице-Сергиевой лавры ликвидирован
Итальянская семья попросила у Путина гражданство РФ
«Имеет место»: Песков о политизации международного спорта
Пожар в колокольне Троице-Сергиевой лавры локализовали
Дед Коледа прилетел в Болгарию на военном самолете
На помощь МЧС в Анапе пришли волонтеры
В РЖД пообещали помочь пострадавшим при крушении поездов в Мурманской области
Суд отменил приговор двум врачам по делу об убийстве младенца
На Украине пьяный глава психбольницы пытался протаранить дерево на экскаваторе
Полицейские поймали свинью, сбежавшую из приюта более месяца назад
Волочкова об отъезде Полунина из России: «Пока, неудачник»
Ребенок попал в больницу во Владимире, проглотив алюминиевый кинжал
В Троице-Сергиевой лавре произошел пожар
Пострадавших при столкновении поездов под Мурманском эвакуируют вертолетом
Песков заявил, что Зеленский стал хамить Орбану
Стало известно, по каким делам Валиева подала повторную апелляцию
Все новости