Француженка Селин Верлер — основательница бренда Olfactive Studio. Парфюмер, путешественница, горячая поклонница искусства фотографии придумала шесть лет назад выпускать ароматы, вдохновленные фотографиями. Как могут пахнуть фотографии джунглей, городского пейзажа или... тени? С этого мы начали наш разговор.
— Для меня все начинается с фотографии. Именно в фото я черпаю вдохновение. Я много путешествую, хожу по выставкам, и когда я нахожу фотографию, которая вызывает у меня сильный эмоциональный отклик, мне становится интересно — как это может пахнуть? Тогда я нахожу парфюмера: я не занимаюсь непосредственно созданием формулы, как креативный директор, я задаю направление и балансирую ингредиенты. Когда мы начинаем работать с парфюмером, я описываю аромат, который «вижу» в фотографии, самыми обычными словами. Мы вместе рассматриваем фотографию, разговариваем о ней, набрасываем идеи.
— То есть вы смотрите на фото и говорите, что вы хотите? А как вы это описываете?
— Ну вот, например, Lumiere Blanche: я сказала, что я хочу горячее молоко и холодные специи. Молоко — из-за белого цвета, а еще мне казалось, что эта фотография одновременно и теплая, и холодная, потому что кажется, будто на фото айсберг, а на самом деле это снято на Сицилии. Последний аромат — Close Up — вдохновлен макрофотографией человеческого глаза, даже не сразу поймешь, что на снимке радужная оболочка. Вот про него вообще не скажешь, как он должен пахнуть — а у него теплый амброво-кожаный аромат.
Для Ombre Indigo я хотела создать аромат… тени. Как может пахнуть тень?
Как угодно, но мы решили, что это будет дымный аромат, а если обратить внимание на цвета, то здесь есть шафран, тубероза, все это я «перевела» с фотографии. Но это всего лишь мои ассоциации — возможно, вам в голову пришло бы что-то другое.
— Ну, если бы у меня было воображение…
— Иногда на какие-то мысли наводит название фотографии. Вот Flashback — воспоминание — заставило меня подумать о тарте из ревеня , который делала моя бабушка.
— По вашим ароматам никогда не поймешь, для кого они предназначены — для мужчин или для женщин.
— Это потому, что я никогда не думаю о тех, для кого я это делаю. По-моему, на самом деле никогда нельзя понять, кто будет это носить. Это отличает нишевые бренды от популярных люксовых.
Большие компании непременно проводят маркетинговые исследования, изучают, что нравится, например, женщинам в возрасте 30 лет, когда решают создать аромат именно для этой категории людей.
Мне все равно. Я не хочу об этом думать. Я предлагаю художественный подход — кому-то мои ароматы понравятся, кому-то нет, но я об этом ничего не знаю. Выбор человека зависит и от характера. Есть люди, которым по душе мягкие «интимные» ароматы, стеснительные люди никогда не будут носить что-нибудь яркое — восточное, пряное, кожаное.
— Вы отказываетесь от маркетинговых исследований?
— Что мне не нравится в маркетинговых исследованиях, так это универсальный подход: 80% любят этот запах, так что он будет успешным. Но так это не работает, иначе все запуски в люксовом сегменте были бы успешными! На самом деле, когда я говорю, что мне неважно, что думают люди о моих ароматах, это, конечно, не совсем так. Мне интересно, что они чувствуют! Но это никак не связано с маркетингом. Кстати, это не значит, что я не попадаю в тренд — новый Close Up, который мы сейчас выпустили, относится к семье кожаных, которая сейчас как раз очень популярна в люксовом сегменте, да еще и амбра с гурманской ноткой вишневого ликера — у меня никогда раньше не получалось так четко попасть «в струю». Хотя я просто хотела поэкспериментировать с анималистическими нотами, чего раньше никогда не делала, и поработать с амброй.
— Какие еще тенденции вы наблюдаете на рынке, если уж говорить о трендах?
— Гурманские ароматы. Все новые парфюмы, которые сейчас запускаются, оказываются сладкими. Я это заметила в Duty Free в парижском аэропорту — там в воздухе был сплошной сахар из-за новинок, которые пробовали пассажиры. Poison Girl, Mon Guerlain... А знаете, почему? Потому, что рынок рассчитывает на молодежь, и все думают, будто молодым нравятся сладкие запахи.
— Может, это правда? Впрочем, 20 лет назад самым популярным ароматом у молодежи был L'eau Par Kenzo, над которым вы работали в Kenzo, — свежий, акватический. Тогда молодые люди выбирали свежесть — что изменилось? Почему нам так нужны сейчас именно сладкие ароматы?
— Я думаю, мир стал более жестоким. Сейчас в мире происходит много неприятного, пугающего, непредсказуемого: во Франции мы вообще не понимаем, куда мы идем, в США то же самое. Мир стал очень хрупким. Может быть, поэтому нам хочется спрятаться в этот сахарный кокон. Сейчас хочется ощутить спокойствие, расслабленность, принять утешение, которое дают гурманские запахи.
— Было ли страшно открывать собственный бизнес после того, как вы работали на стабильные компании вроде Kenzo?
— На Kenzo я работала 15 лет назад. За это время я успела сделать еще много чего — путешествовала, занималась открытием магазина в Рио-де-Жанейро в Бразилии, так что у меня было много разных опытов, прежде чем я запустила собственный бренд. И оказалось, что работать на себя гораздо интереснее, потому что ты делаешь то, во что на самом деле веришь. Мне понравилось, что не нужно заниматься маркетингом и делать исследования рынка, хотя я и умею это делать. Мне тяжело работать в группе, потому что ты принимаешь решения не одна — решают все.
И получается: то, что ты запускаешь, может тебе не совсем нравиться.
Со своим брендом я могу сказать, что все, что я выпускаю, мне нравится. Это соответствуют моему вкусу, даже если я не все ношу. Они все древесные и пряные, все — унисекс, так что иметь собственный бренд более удобно. А риск не очень большой: поначалу ты выпускаешь совсем мало, и если это не работает, тебя все равно никто не уволит.
— Отчего среди известных парфюмеров так мало женщин?
— Ну, это как с шеф-поварами. На самом деле женщин-шефов, как и женщин-парфюмеров, в мире очень много, но звездами становятся обычно мужчины. Я, кстати, предпочитаю работать с женщинами, потому что мне хочется их продвигать. К тому же мне с ними проще, мне кажется, что они лучше понимают, что я хочу. Но, кстати, все меняется.
Раньше инхаус-парфюмеры известных домов были исключительно мужчинами, потому что руководство домов чувствует себя с ними увереннее, чем с женщинами.
Но в прошлом году Жан-Клод Эллена ушел из Hermes, и на его место пришла Кристин Нажель. Женщина, так-то! Сейчас я встречаю множество молодых женщин-парфюмеров, основательниц парфюмерных брендов. Я думаю, так и должно быть.
— Почему?
— Духи предназначены для того, чтобы помогать женщинам чувствовать себя более уверенными в себе, лучше чувствовать себя в обществе. Я верю в силу аромата, в то, как он может вдохновить женщину, в то, что он влияет на ее поведение. Он помогает выражать себя, быть яркой, смелой. Думаю, особенно в этом помогают ориентальные ароматы, шипровые, в общем, те, что принадлежат к ярким ольфакторным семьям. Слишком мягкие, свежие, сладкие не подходят. Аромат должен быть загадочным и очень индивидуальным.
— А если мне, например, нравится один аромат, но он настолько суров, что я не решаюсь его носить?
— Считайте аромат униформой. Костюмом. Если жизнь — это театр, а мы в нем актеры, то нам нужны костюмы! Так что используйте свой суровый аромат, чтобы проверить, сможете ли вы вести себя более смело. И вообще, имейте в виду: ароматы надевают не для других, а для себя. Используйте сильные запахи, будьте сильной.