Работы художников викторианской эпохи, ушедшие с молотка на аукционе «Викторианское искусство, прерафаэлиты и британский импрессионизм, изображения моря и природных ландшафтов» по сравнению с картинами, выставляемыми на других аукционах, стоили совсем недорого. Это хороший знак для коллекционеров: по оценкам экспертов, если сегодня цены на академическую викторианскую живопись представляют собой четырехзначные суммы, то через несколько лет (знать бы, сколько!) они вырастут в несколько раз.
Сейчас наибольшим спросом на арт-рынке пользуется искусство XX века, в том числе работы наших современников — их произведения продаются на аукционах за несколько миллионов долларов. Если коллекционер решает повторно выставить картину на торги спустя несколько лет, хорошая прибыль после сделки ему обеспечена. Впрочем, сегодня искусствоведы советуют не ограничиваться лишь «банками Кэмпбелл» и творениями Яеи Кусама, а присмотреться к викторианскому искусству. Стоит сейчас оно совсем дешево, зато перепродать его со временем возможно будет совсем за другие деньги.
Нынешнее отсутствие интереса коллекционеров к реалистическому искусству Великобритании периода правления королевы Виктории с 1837 по 1901 год специалисты объясняют тем, что для многих это унылый мрачный период давления пуританской морали, тяжелого труда, связанного с мощным индустриальным развитием, викторианских романов о трудной судьбе беззащитных девушек — словом, духоты, в том числе и буквальной, поскольку дышать в Лондоне конца XIX века было и правда нечем. Однако живопись того времени совсем другая — нежная и сентиментальная. Изобразительное искусство наполняло атмосферу кислородом.
Викторианская эпоха в живописи открывает панораму сельской жизни и крестьянской идиллии.
Когда этот жанр искусства только появился, он пользовался спросом и продавался за большие деньги. Правда, это длилось недолго. На смену ему быстро пришли импрессионизм, затем модернизм, а реалистичное викторианское искусство оказалось на свалке истории. Затем жанр пережил краткий всплеск интереса в конце 1980-х и 1990-х годов. Тогда коллекционеры, такие как композитор Эндрю Ллойд Вебер, наряду с японскими покупателями конкурировали за верхнюю и среднюю части рынка. Уже в 2015 году композитор-коллекционер жаловался газете The Telegraph на то, что больше не может позволить себе покупать картины прерафаэлитов из-за сумасшедших цен. Сегодня на очереди — викторианский реализм.
Сейчас ситуация с искусством викторианской эпохи выглядит неоднозначно. С одной стороны, люди по-прежнему используют термин «викторианский» как уничижительный. Это связано с тем, что между нашим временем и викторианской эпохой прошло две мировые войны и многие до сих пор не в состоянии смотреть на это искусство бесстрастно и воспринимать его объективно. С другой стороны, по словам директора галереи 19С в Лос-Анджелесе Полли Сартори, сейчас самое лучшее время, чтобы приобретать картины: цены на них значительно снижены.
Так, на следующей неделе на аукционе Christie's пейзаж Бенджамина Уильямса Лидера будет продаваться за $22–30 тыс., хотя 13 лет назад эта картина ушла с аукциона Sotheby's за $293,4 тыс.
Полли Сартори также отмечает, что картины Джона Фредерика Херринга-старшего, которые могли бы быть проданы за $70 тыс., сейчас стоят $20 тыс. О сильном падении цен свидетельствуют и вчерашние лондонские торги Christie's. Картина Эдварда Лира была оценена в £3–5 тыс., Альфред Элмор ушел за £6,9 тыс., а Бенджамин Уильямс Лидер — за £4,7 тыс.
Стоит упомянуть, что викторианское искусство имеет институциональную поддержку, благодаря которой получает пространство в стенах музеев. Это связано с тем, что многие музеи были созданы во время расцвета движения, а картины составляют основы для многих коллекций. Например, в Британской галерее «Тейт» находятся десятки работ по живописи этого периода, а в Нью-Йоркском Метрополитен-музее в 2014 году прошла выставка текстиля и керамики викторианской эпохи.
Играет роль и историческое ценообразование жанра.
Если изначально дилеры и коллекционеры готовы были платить большие суммы за работу, то есть вероятность, что в дальнейшем вновь удастся продавать картины за большие деньги.
Это еще одно преимущество рынка викторианского искусства, поскольку выбранная группа художников всегда стоила немалых денег. За последние несколько лет на аукционах за баснословные суммы было продано всего несколько работ и, по словам искусствоведов, это скорее исключение из правил.
Впрочем, скорее всего, это свидетельствует о всплеске интереса к искусству прерафаэлитов, который мы наблюдаем в последние несколько лет. На аукционе Christie's в июне 2013 года картина «Сестры» Джона Эверетта Милле была продана за £3,5 млн. В том же году полотно «Рождественский гимн» Данте Габриэля Россетти ушло за £7,5 млн в Лондоне. А в декабре 2014 года на аукционе Sotbey 's классика викторианского искусства — картина «Венера Вертикордия» — ушла почти за £3 млн. А работа Альма-Тадема недавно взлетела со своей оценки в $5 млн до рекордной суммы в $35,9 млн.