В рейтинге самых счастливых стран за 2017 год, опубликованном ООН 20 марта, Россия совершила рывок вперед и поднялась на семь позиций с 56 на 49 место. Это одна из немногих перемен в списке. С тех пор как в 2012 году ООН объявила 20 марта Днем счастья и начала составлять рейтинги самых счастливых стран, верхние строчки хит-парада занимают одни и те же государства. В этом году на первом месте оказалась Норвегия, за которой следуют Дания, Исландия и Швейцария. По сравнению с прошлым годом Норвегия поднялась с четвертого места на первое, подвинув с него Данию. Впрочем, как отмечается в отчете, опубликованном ООН, эти четыре страны настолько близки по большинству параметров, что разница между ними, с точки зрения статистики, не имеет никакого значения.
Все они идут бок о бок: если мы скажем, что жители этих стран живут примерно одинаково, мы не слишком погрешим против статистики.
На три четверти разница между государствами, равно как и между странами, оценивается по шести ключевым параметрам, отражающим разные стороны жизни человека: это ВВП на душу населения, продолжительность жизни, социальная поддержка, уровень доверия в обществе (чем меньше коррупции во власти и бизнесе, тем оно выше), ощущение свободы при принятии жизненных решений и щедрость со стороны членов общества (она измеряется в количестве благотворительных взносов, которые делают жители страны). Во всех странах, из года в год определяющих первую десятку рейтинга, все эти показатели очень высоки. Однако обратим внимание: оценке сотрудников ООН подвергаются экономические показатели, в то время как субъективное ощущение счастья жителей стран остается без внимания.
Впрочем, и сами авторы отчета ООН, объясняя, как измеряется счастье, признают, что, оставляя в стороне эмоции, то есть то, насколько жители той или иной страны чувствуют себя счастливыми, они упускают важную деталь.
В «Отчете мирового счастья» за 2017 год сделан определенный шаг вперед — в нем впервые появилась идея социальной поддержки. Предполагается, что чем больше в стране людей и организаций, к которым могут обратиться жители, оказавшиеся в беде, тем более счастливыми они должны себя чувствовать. Социальная поддержка для качества жизни человека оказывается гораздо более важным условием, чем уровень ВВП на душу населения и средняя продолжительность жизни. Когда количество организаций, способных оказать поддержку в трудной ситуации, растет, это равнозначно росту годового дохода человека. «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» — похоже, что авторы доклада хорошо знают поговорку, знакомую нам с детства.
Что важнее — ВВП на душу населения или субъективное ощущение счастья? В попытках ответить на этот вопрос, по мнению авторов отчета ООН, имеет смысл обратиться к опыту Китая. За последние 25 лет ВВП страны вырос в пять раз, при этом уровень субъективного ощущения счастья за тот же период сначала откатился на целые 15 лет, а потом начал потихоньку подниматься. Тем не менее и сейчас в богатом Китае этот уровень ниже, чем был сто лет назад.
Дело в том, что уровень ВВП — это всего лишь экономический показатель, который не обязательно заставляет людей чувствовать себя счастливыми.
В то время как субъективное ощущение счастья оценивается в комплексе экономических и внеэкономических факторов. Рост ВВП для китайцев означал глобальные перемены в экономике страны, которые повлекли за собой ощущение тревоги и беспокойства, связанное с новыми условиями на рынке труда. Безработица и отсутствие уверенности в завтрашнем дне сыграли свою роль: с 1990 по 2005 год эти факторы заставили китайцев поволноваться, и только теперь к ним возвращается чувство уверенности. Никто не любит жить в эпоху перемен — даже если статистика говорит, что перемены эти к лучшему.
Рейтинг ООН — не единственный из существующих в мире. В опубликованном в 2016 году «Индексе счастливой планеты» (Happy Planet Index), созданном Новым экономическим фондом (New Economics Foundation), самой счастливой страной в мире оказалась крошечная южноамериканская республика Коста-Рика. Рейтинг составляли, опираясь не на экономические критерии, а на количество используемых природных ресурсов — Коста-Рика оказалась самой устойчивой счастливой страной в мире.
Интересно, что в первой десятке здесь оказались не экономически развитые страны Скандинавии, а государства Латинской Америки и Азии, в то время как на предпоследнем 139-м месте — Люксембург.
Альтернативный рейтинг счастья учитывает данные о благополучии, продолжительности жизни и социального неравенства, затем информацию делят на экологический след (это мера воздействия человека на среду обитания). Коста-Рика вышла в лидеры потому, что 99% ее электроэнергии поступает из возобновляемых источников. Также в докладе, посвященном исследованию, отмечалось, что в 1949 году после гражданской войны в Коста-Рике была отменена армия, теперь деньги реинвестируются в программы в области здравоохранения и образования.
На втором месте «Индекса счастливой планеты» за 2016 год находится Мексика — и это несмотря на то, что государство страдает от растущей коррупции и бандитизма. На третьем — Колумбия с хорошими показателями как для счастья, так и для экологического следа.
Последнее место занимает африканское государство Чад. Это связано с высоким уровнем бедности в стране и недостаточно развитой инфраструктурой. Сказывается и внутренняя нестабильность — столкновения мусульманского севера с христианским югом и напряженность, которые усугубляются нападениями боевиков «Боко Харам». Африканские страны попадают в список самых несчастных и по версии ООН.
По данным ООН, средняя продолжительность жизни здесь составляет 49 лет для мужчин и 52 года для женщины.
Чад оценили незначительно хуже, чем Люксембург. Несмотря на то что это одна из самых богатых в Европе стран с высоким ВВП на душу населения, здесь наблюдается заметный спад количества и качества отношений, благодаря которым общество функционирует должным образом. По словам сотрудника New Economics Foundation Саама Абдалла, индекс счастливой планеты — это компас, который направляет нации к подлинному прогрессу и показывает, что можно жить хорошей жизнью, не обременяя землю. «Мы можем многому научиться у небольших, часто упускаемых из виду стран, в которых многое делается для населения даже при ограниченных ресурсах. Слишком часто правительства уделяют первоочередное внимание ускоренному экономическому росту. Они теряют из виду то, что действительно важно — долгая, счастливая, полноценная жизнь для людей во всем мире», — уточнил он.