«Это катастрофа»
В первом полугодии аукционный дом Sotheby's столкнулся с сокращением прибыли: за январь – июнь 2016 года она составила $63 млн против $73 млн годом ранее. Выручка также резко упала: за данный период она составила $2,45 млрд, тогда как в 2015 году показатель был на уровне $3,5 млрд. В компании связывают снижение показателей с общим спадом на арт-рынке.
Так, на аукционе в Нью-Йорке 9 мая Sotheby's продал произведений эпохи импрессионизма и кубизма и работ современных художников всего на $144,5 млн — это на 61% меньше по сравнению с аналогичными торгами в 2015 году. Результат в 2016 году оказался худшим с 2009-го.
Более того, из 61 лота 21 остался нераспроданным. В числе картин, не нашедших обладателя, оказались изображение красного парусника Андре Дерена, оцененное от $15 млн до $20 млн, несколько работ Пабло Пикассо, картины Поля Гогена и Пьер-Огюста Ренуара.
«Я считаю, что это просто катастрофа», — заявил в интервью агентству Bloomberg Тодд Левин, директор нью-йоркской Levin Art Group.
Общие продажи аукционного дома в Северной Америке в период с января по июль 2016 года составили $872 млн. В Великобритании Sotheby's выручил за аналогичный период $774 млн, в континентальной Европе — $319 млн, а в Азии — $458 млн.
Заработать лежа
Доходы прямого конкурента Sotheby's , аукционного дома Christie's, во второй половине 2016 года упали на треть по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили £2,1 млрд ($3 млрд), сообщается в отчете компании. За аналогичный период прошлого года объем сделок достиг £2,9 млрд ($4,5 млрд). По данным Christie's, продажи в Америке в первой половине года упали почти наполовину по сравнению с тем же периодом прошлого года, до £729,8 млн ($963,4 млн). Объем продаж в Европе, на Ближнем Востоке, в России и Индии сократился на 12%, до £736,5 млн ($972,3 млн). Таким образом, за год продажи упали на 28% в фунтах, или на 33% в долларах.
Снижение выручки Christie's произошло после рекордного 2014 года.
Уже в 2015 году продажи крупнейшего в мире аукционного дома упали на 11%, до $7,4 млрд (–5%, если считать в фунтах стерлингов). Однако несмотря на снижение доходов, этот показатель стал вторым по успешности за всю историю компании.
Самой дорогой картиной, проданной Christie's в 2016 году, стало полотно Питера Пауля Рубенса «Лот и его дочери», которое ушло с молотка за £44,9 млн. Это самая высокая цена, которую когда-либо давали Christie's за работу старого мастера. Самой дорогой реализованной скульптурой стала работа Генри Мура «Лежащая фигура» — £24,7 млн.
Самым дорогим лотом на ювелирных торгах стал голубой бриллиант Оппенгеймера весом 14,62 карата. Камень был продан за рекордные $56,7 млн на аукционе в Женеве. «Это самый дорогой бриллиант за всю историю, проданный с аукциона», — было сказано в сообщении Christie's. Кстати, свое название бриллиант получил в честь Филиппа Оппенгеймера. Его семья в течение 80 лет владела долей в корпорации De Beers, занимающейся добычей, обработкой и продажей природных алмазов.
Лоты подешевле и попроще
В отчете о состоянии рынка искусства TEFAF (Европейская ярмарка изобразительного искусства) отмечает, что общий объем продаж на арт-рынке упал в 2015 году до $63,8 млрд против $68,2 в 2014-м. По мнению экспертов, охлаждение на глобальном рынке искусства было неизбежно: за последние 10 лет продажи достигли слишком высокого уровня, и поддерживать рост при очень ограниченном предложении стало невозможно.
Усугубило ситуацию и желание Великобритании покинуть ЕС. Смута на финансовом рынке страны и общее состояние неопределенности не идут на пользу арт-рынку.
После экономического кризиса в 2008 году начинающие и опытные коллекционеры не скупились на произведения искусства, но в последнее время даже они стали менее расточительными. Руководство Christie's обращает внимание на сокращение числа дорогостоящих лотов (стоимостью свыше £5 млн).
Шедевры, оцененные выше £20 млн, почти исчезли с рынка.
Аукционным домам пришлось переключиться на редкие произведения известных художников, которые, как правило, не входят в топ-листы, а заодно снизить цены на работы, к примеру, художника Сэма Фрэнсиса, скульптора Барбары Хепуорт, легендарной Фриды Кало и звезды граффити Кита Харинга.
Спад наблюдается и на считавшемся ранее перспективным азиатском рынке. В частности, продажи в Китае упали в прошлом году на 23%, до $11,8 млрд.
Эксперты уверены: это первый тревожный звонок для азиатского арт-рынка.
«Азиатский арт-рынок сейчас находится в зоне турбулентности. Особенно нестабильна ситуация в средней ценовой категории, — сообщает Джойс Квон, специалист по азиатскому рынку искусств онлайн-аукциона Invaluable. — Радует, что высшая категория, представленная китайскими и гималайскими бронзовыми скульптурами, полностью оправдала ожидания».
Тратить на русское не хочется
Падение рынка серьезно сказалось и на интересе к русскому искусству. Искусствовед Михаил Каменский объясняет это особенностями самих покупателей.
Произведения российских художников покупают, как правило, либо люди, живущие в России, либо любители прекрасного с русскими корнями.
В любом случае речь идет о русскоговорящей прослойке. «Динамика рынка русского искусства — стабильно низкая с отдельными всплесками, — объясняет Каменский. — Связано это в первую очередь с фактором психологическим. У русских, которые покупали русское искусство, деньги как были, так и есть. Но общая политическая и экономическая ситуация лишает людей того драйва, того настроения, которое способствует любительскому коллекционированию».
«Когда у вас хорошее настроение, не грех поехать на охоту, покататься на яхте и купить картину на аукционе. Это стиль жизни, — рассуждает Каменский. — А когда появляются такие существенные психологические факторы, как санкции, как экономические и политические угрозы, то настроения нет.
Русским есть на что купить. Но не хочется».
При этом, по словам Каменского, если уж любители русского арта решаются вложиться в прекрасное, то хотят они лучшие предметы искусства, да еще и с дисконтом.
Однако владельцы шедевров, которых и так на рынке очень мало, не готовы снизить цену.
В результате на аукционном рынке не появляется звездных работ русских художников, вокруг которых могла бы развернуться борьба.
«Захлебнулся на подъеме»
Впрочем, несмотря на кризис в арт-сфере и падение цен на русское искусство, работы некоторых художников по-прежнему приносят прибыль своим обладателям. Так, 7 июня аукционный дом Sotheby's провел в Лондоне сразу три аукциона, полностью или частично посвященных русскому искусству. В частности, на торгах «Русская живопись» было продано полотно Ивана Шишкина «На опушке соснового леса» за £1,4 млн (общий объем реализованных лотов на том аукционе тогда составил £5,2 млн).
На другом аукционе — «Современный Восток» — автопортрет неоакадемиста Георгия Гурьянова ушел с молотка за £143 тыс. Среди других популярных художников, работы которых нашли тогда владельцев, — соцартисты Комар и Меламид (их «Двойной автопортрет» был продан за £125 тыс.), а также Владимир Вейсберг и Дмитрий Краснопевцев (несколько их полотен реализовали за £17,5–62,5 тыс.).
На рынке современного русского искусства взлетов не происходит, убежден Каменский. «Мода на него заглохла вместе с падением фондового рынка и уменьшением аппетитов представителей молодого поколения, — объясняет он. —
Покупали современное русское искусство люди от 25 до 45 лет, как правило, успешные фондовые менеджеры, которые считали, что мы входим в новый мир, и они, как люди современные, должны собирать именно contemporary art. Успешных людей стало меньше».
В России работают аукционные дома вроде VLADEY, Art4, которые специализируются на современном русском искусстве. «Но сопоставить цены на русское современное искусство с рекордами европейских, азиатских и американских художников невозможно. В России рынок современного русского искусства стал складываться именно в начале 2000-х годов и захлебнулся на подъеме. Нам о результатах, которые показывают зарубежные художники, даже не приходится мечтать», — резюмирует Каменский.