1. Представьтесь
Этот пункт, хоть и кажется элементарным, на самом деле очень важен, особенно в связи с российским офисным этикетом, а точнее — его отсутствием. С очень большой вероятностью вы попадете в офис, начальник которого совершенно не считает своей задачей представить вас коллективу. Ну или он представит вас тем, кто в эту минуту у него на глазах, и на этом успокоится.
Такое откровенно глупое поведение, как правило, приводит к тому, что у нового сотрудника его новая работа начинается с проблем, которых у него не должно было быть вообще. Например, не все знают, кто он такой, не все его подчиненные знают, что они ему подчиненные, и так далее. Если не решить эту проблему в первые дни, они будут преследовать вас неделями и месяцами, и никакого улучшения, кстати, не наступит.
Если ваши подчиненные в первый же день до конца не поняли, что они ваши подчиненные, вы пропали. Окончательно они этого уже не признают никогда.
Так что первое, что нужно сделать, — попросить начальство представить вас всему коллективу и четко обозначить ваше место в субординационной линейке.
Если по каким-то причинам это невозможно (а в российском офисе часто встречается причина под названием «начальству лень» и еще более страшная причина «начальство не хочет четко обозначать, кто кому подчинен, потому что не хочет брать на себя такую ответственность и давать вам такие полномочия»), не ленитесь и не стесняйтесь — обойдите весь офис и представьте себя сами.
Переводные учебники менеджмента про такое не пишут, но в России часто случается так, что начальник — это тот, кто сразу назвал себя начальником.
А тот, кто сразу себя начальником не назвал, — не начальник. Так что прямым текстом сразу дайте всем понять, за что вы отвечаете, кто вам подчинен и чего вы от этих людей ждете. В первый же день.
2. Подружитесь со всеми
Еще один просто звучащий, но очень сложный пункт. Вы приходите в коллектив, в котором уже все устоялось, тут у каждого свое место: кто-то — хороший работник, кто-то — сплетник, кому-то совсем нельзя доверять. На то, чтобы разобраться с этим, а также на то, чтобы понять, какое место здесь можете занять вы, уйдет время, но как раз его-то у вас нет.
Понять все про коллектив вам нужно максимально быстро — в течение первой рабочей недели. В противном случае вы рискуете оказаться в неправильной компании. Поэтому, кстати, очень важно в эту самую первую неделю не вставать ни на чью сторону.
Старайтесь больше слушать, чем говорить. Не доверяйте ничьему мнению.
Подождите, пока сможете сложить свое собственное мнение о каждом сотруднике. В первую неделю на работе вы должны быть другом всем и одновременно никому в отдельности.
3. Сдержите свои обещания
Не откладывайте важные шаги до того момента, пока все устаканится. На собеседовании вы себя очень расхваливали (и правильно) и наверняка довольно подробно описали шаги, которые планируете предпринять, чтобы улучшить работу компании. Собственно, ровно за это вас и взяли на эту работу. Так вот, начните выполнять свои обещания сразу. Действуйте сразу. С первых же дней. На это есть две причины.
Первая — общечеловеческая. Ваши новые сотрудники и особенно начальство будут пристально следить за вами именно в первые месяцы. Потому и у тех, и у других интерес пропадет или как минимум поубавится. Сделайте так, чтобы в первые недели начальство было вами особенно довольно и не сожалело о своем выборе. Вторая причина — чисто российская. Специфика наших компаний такова, что никогда вы не получите столько возможностей и полномочий, как в первые недели работы.
Если вам нужно нанять новых сотрудников, реструктуризировать подразделение, внести какие угодно изменения в работу или просто купить какую-то офисную технику — вам все это позволят, но только сразу после выхода на работу.
Попросите или предложите ровно то же самое через несколько месяцев — и вы это не получите, какой бы резонной ни была ваша просьба. Так что если вам для работы нужно что-то изменить, этим нужно заняться в первые дни.