Если на выходные вы запланировали поход на выставку «100 лет моды в России» (из коллекции историка моды Александра Васильева, ВДНХ, павильон №64, работает с 5 ноября), наверняка встретите там своих модных знакомых. Или знакомых знакомых — как это часто бывает в Москве. И захотите, разумеется, блеснуть своими фэшн-знаниями. «Стиль жизни» поддерживает вас в этом стремлении и предлагает ретроспективный гид по ключевым событиям российской моды.
В советской России с модой, что очевидно, было непросто. Когда речь идет в первую очередь о выживании, «тенденции в стиле» кажутся излишествами, а слово «модница» — немного пренебрежительным. Мы нисколько не умаляем ценности сатиновых косовороток в сочетании с городским пиджаком у мужчин, прямых юбок, сшитых из солдатского сукна, у женщин или гимнастерок, изначально созданных для мужчин, но в силу обстоятельств перекочевавших в женский гардероб.
Однако все это работало — как и в других областях жизни советского человека — на тотальное обезличивание.
В 50-е годы (которые стали отправной точкой во всем мире — один только new look послевоенных лет Кристиана Диора произвел эстетическую революцию в прогрессивных умах) советский занавес чуть приоткрылся и за границу стали попадать артисты и спортсмены (да, после унизительных проверок и под бдительным присмотром благонадежных товарищей).
Обратно они возвращались с чемоданами модных вещей, которые сразу же воссоздавали рукодельницы, перешивая старую одежду — один в один. По крайней мере, примерно так им и казалось. Тогда же появились и стиляги — симпатичные пестрые молодые люди с подружками, страшные оппозиционеры с налаченными челками и в оранжевых галстуках.
В конце 50-х произошли две удивительные вещи: первый в истории страны показ иностранного дизайнера — настоящего мастера, самого Кристиана Диора! Шоу впервые позволило окунуться в атмосферу нездешних блеска и роскоши.
И второе потрясение — появление самостоятельной профессии «модельер», в нашем современном понимании, с сезонными коллекциями, показами и репутацией. Профессия мгновенно приобрела дикую популярность и множество поклонников.
Ярчайшим представителем в этой области стал, как известно, Вячеслав Зайцев (первый советский мужчина-модельер). Массовость его не интересовала, и свой талант дизайнер направил исключительно на коллекции haute couture.
Показы впечатляли свежими идеями, необычными решениями, а главное — собственным взглядом на специфический русский стиль.
Модные столицы всего мира от Токио до Нью-Йорка отнеслись к коллекции с интересом — а самого кутюрье какое-то время даже не выпускали из страны (боялись, что сбежит). И долгое время политические деятели, первые леди, артистки и балерины одевались исключительно в Доме моделей Вячеслава Зайцева.
После того как вся советская мода рухнула вместе со страной, российские дизайнеры условно разделились на четыре команды.
Первая старательно покоряет Запад, арендует дворцы для показов, презентаций и транк-шоу (закрытые показы). Отправляет наряды звездам шоу-бизнеса — среди их клиентов самые богатые и знаменитые.
Вторая группа дизайнеров не менее трудолюбиво работает на западную аудиторию, но с более скромными и, что важно, актуальными пространствами. Активно общается с западными байерами, продается в центральных универмагах Парижа, Нью-Йорка и Лондона.
Интересно, что обе эти группы практически не представлены в российском масс-маркете.
И если коллекции из европейских магазинов можно привезти в своем чемодане, возвращаясь из отпуска или командировки, то роскошные наряды, полюбившиеся Дите фон Тиз к примеру, остаются недосягаемым объектом вожделения и подделок.
Третья фэшн-команда работает на внутреннем рынке: показы на российских Неделях моды, собственное производство, бутики в центре (особенно успешные дизайнеры развивают сеть), интернет-площадки, первая и вторая линии.
И конечно, частные клиенты — амбассадоры бренда, представляющие дизайнера на красных ковровых дорожках и громких вечеринках.
Четвертая же группа прямо ориентируется на широкий круг клиентов. Эти дизайнеры не устраивают помпезных приемов, но активно продаются по всей России. Ценовая политика находится на уровне традиционного масс-маркета, но при этом потакает противникам фэшн-глобализации.