— Борис Иванович, есть два полярных мнения: первое — что детский лагерь отлично социализирует ребенка, а второе — что это на самом деле для него психотравма. Что из этого правда?
— Тут надо понимать, что точка зрения на воздействие лагеря на психику ребенка связана в первую очередь с опытом самих родителей. Те, у кого этот опыт положительный, будут считать лагерь хорошей идеей, а люди с отрицательным опытом будут считать наоборот, даже если лагерь прекрасный.
— То есть вы советуете родителям все-таки рискнуть и попробовать?
— По моему опыту, сейчас родители гораздо смелее отправляют детей в лагерь. Если воспользоваться метафорами, то лагерь — это самое простое средство, чтобы пересадить оранжерейное растение в открытый грунт.
Но чтобы это растение хорошо прижилось, необходима подготовка: во-первых, в оранжерее должен быть доступ к свежему воздуху, а во-вторых, соответствующий уход, чтобы наше растение не замерзло в первую же ночь или его не залило дождем.
— Да, но ребенок же не настурция. Хорошо, давайте продолжим вашу метафору: как найти подходящую оранжерею?
— В первую очередь нужно смотреть на то, как обеспечивается безопасность лагеря и детей.
Причем мы говорим не только про чисто физическую безопасность, но и про психологическую: есть ли в лагере психолог, сколько вожатых, сколько там детей. Чем больше, кстати, тем лучше.
Еще, конечно, важны отзывы, как давно существует лагерь, какие у него правила, можно ли заранее познакомиться с директором, какой там врач, чем детей будут кормить, как будет организован день, сколько у детей свободного времени.
— В каком возрасте имеет смысл отправлять ребенка в лагерь, а в каком — нет?
— Да в любом. И дошкольники, и подростки 16 лет, для которых это первый опыт в лагере, могут найти в нем свою прелесть.
— Допустим, ребенок уже в лагере. Но вот он звонит оттуда, рыдает и просит его забрать. Как тут быть?
— Самое главное в этой ситуации — не транслировать детям собственного волнения. В первые три-четыре дня происходит адаптация, и у многих детей появляется желание вернуться домой.
Родители должны спокойно разобраться: спросить, чем конкретно недоволен ребенок, позвонить в лагерь, узнать у вожатых, как они видят ситуацию. И даже если они получили ответ «все нормально», это не значит, что лагерь плохой и все там черствые: за пару дней сложно понять нюансы поведения каждого ребенка.
— Но родители-то своего ребенка хорошо знают и чувствуют. Как им понять, что там с ним на самом деле происходит?
— Есть еще такой момент: сопротивление ребенка может быть вызвано причиной, по которой его отправили в лагерь.
Иногда главной задачей родителей становится отлучить ребенка на все лето от его дурной, с их точки зрения, компании. Или от компьютера.
И тогда дети начинают ответную кампанию: «Заберите меня отсюда, мне здесь плохо!» Бывают, конечно, ситуации, когда родители сдаются.
— Многие родители, особенно те, которые сами побывали в лагере, волнуются, что дети будут вести себя там как-то слишком по-взрослому. Выпивать, курить, заводить романы. Как прекратить волноваться?
— Если родители уже беспокоятся, то вряд ли это удастся полностью остановить. Нужно просто грамотно выбирать. В нашем лагере, например, курение строго запрещено, и в случае неоднократного нарушения этого правила ребенок уезжает домой. К тому же мы стараемся сделать так, чтобы у детей не было времени и желания на подобные проявления протеста.
— Ну почему сразу протеста. Я вот сама ездила в лагерь, и там если ты подросток и хочешь быть популярным, то, например, пронести бутылку шампанского под носом у директора — большая доблесть.
— В идеале отношения между детьми и взрослыми в лагере должны быть выстроены так, чтобы дети понимали: здесь им не нужно отстаивать свои границы конфликтными методами.
— А если это любовь?
— Образовавшимся парочкам мы никак не препятствуем, но вожатые и воспитатели стараются не выпускать их из поля зрения.
— Что если ребенок влюбится в вожатого? Это, прямо скажем, не редкость.
— Понятно, что детских влюбленностей никто не отменяет. Весь вопрос в том, как поведет себя вожатый в этом случае. Именно для того, чтобы правильно сориентировать вожатых, которые сами по возрасту не так уж сильно отличаются от детей из старших отрядов, в хороших лагерях заранее проводят «школу вожатого».
Очень непросто выдержать грань: быть открытым и близким, чтобы дети тебе доверяли, но все же сохранять дистанцию, оставаясь недоступным взрослым. Тут важно не переходить в формат панибратства.
— Как научить ребенка правильно общаться с другими детьми, стать лидером?
— Далеко не каждому ребенку хочется быть лидером, не всем это нужно. К тому же это задача вожатого — распределить активности между детьми таким образом, чтобы каждый мог проявить свои сильные стороны. В конце концов, удовлетворенность от лагеря зависит от того, насколько ребенку удалось побыть там победителем.
— Есть вопрос, который я не могу не задать: как избежать детской «дедовщины»?
— Как правило, такие вещи происходят при попустительстве вожатых и говорят о том, что он не справился с ситуацией. С моей точки зрения, «дедовщина» исключена при наличии взрослого с авторитетной позицией.
— В каких ситуациях ребенок должен знать, что ему сейчас нужно поговорить со взрослым? И как разобраться, кому из них стоит доверять?
— В любой некомфортной для себя ситуации ребенок должен говорить со взрослым. И не обязательно этим доверенным лицом станет вожатый своего отряда — это может быть преподаватель, руководитель кружка или даже директор лагеря.