Наверняка вы замечали, какими отвратительными начальниками становятся умные, знающие свое дело люди. Они считают, что, если хочешь сделать что-то хорошо, надо сделать это самому, не умеют делегировать полномочия, глухи к мнению окружающих и совершенно не слышат подчиненных.
Все дело в том, что, как считают психологи, знаний и профессиональных навыков вовсе недостаточно для того, чтобы успешно руководить. На самом деле даже не блещущий интеллектом человек может оказаться лидером, способным вдохновить людей на подвиги. Но только при одном условии — если он понимает, какие чувства испытывают он сам и другие люди, способен контролировать свои эмоции и сопереживать окружающим.
Одним словом, все дело в том, что хороший руководитель просто обязан обладать высоким уровнем эмоционального интеллекта.
Впервые это заметил американский психолог Дэниел Гоулман, человек, который популяризировал идею важности EQ сначала в США, а потом и во всем мире. Она понравилась и другим психологам, лайф-коучам и обозревателям бизнес-изданий. И понятно почему.
Ведь это наконец-то объясняет, почему умница и профессионал заваливает дело, которое ему поручили, а бодрый середнячок, который во время учебы звезд с неба явно не хватал, вдруг умудряется создать команду, способную горы своротить.
Штука в том, что он умеет то, что не умеют другие. Пока другие начальники давят авторитетом и без конца угрожают оставить подчиненных без сладкого, раз уж они такие тупицы и неумехи, хороший начальник мотивирует своих сотрудников, вдохновляет на новые подвиги и в результате добивается от коллектива отличных результатов. А все потому, что он умеет делать то, чего не умеют другие.
1. Хороший босс понимает себя
Это то, что дает высокий уровень эмоционального интеллекта: способность понимать, какие чувства вы испытываете, что их вызвало и что с ними теперь делать. Будучи способным управлять своими эмоциями, какими бы они ни были, хороший руководитель не даст подчиненным увидеть свой страх или неуверенность в себе, а вот воодушевление и радость от успеха показать не грех — и он прекрасно это знает.
В результате подчиненные чувствуют себя спокойно и знают, что не станут жертвами внезапной вспышки гнева начальника, которого только что обхамили в пробке, или раздражительности шефа, вызванной плохим самочувствием.
2. Он понимает чувства других
Чем лучше начальник понимает себя, тем проще ему разобраться в чувствах других. Понимая, какие эмоции испытывает подчиненный, начальник с высоким эмоциональным интеллектом скорее проигнорирует его выпады и раздраженные реплики. А вот если сотрудник горд собой, чувствительный начальник его поддержит и подвигнет на новые свершения.
Правда, есть и обратная сторона медали: если человек с высоким EQ не отличается порядочностью, дело кончится тем, что он будет беззастенчиво манипулировать подчиненным, заставляя делать то, что выгодно только ему.
Эту вероятность долго игнорировали те, кто профессионально занимается изучением и развитием эмоционального интеллекта, однако сейчас и они задумались. Например, психолог из университета Плимута Элисон Бейкон провела исследование и обнаружила, что девушки, обладающие высоким эмоциональным интеллектом, чаще склонны к обману и изменам, чем глухие к чужим чувствам особы.
3. Он умеет слушать
Многие люди начинают обдумывать ответ, пока собеседник еще говорит. Это мешает правильно понимать сказанное — и уж точно не характерно для обладателей высокого EQ.
Эмоционально развитые руководители внимательно дослушивают до конца, поскольку им важно не только то, что вы сказали, но и то, какие эмоции при этом выражали. Говорить с ними одно удовольствие, потому что ответ бьет в самую точку, — и вот ты, подчиненный, уже чувствуешь, что никто никогда так тебя не понимал, как твой начальник.
Ты готов ради него на все, даже остаться в пятницу до десяти вечера, чтобы закончить отчет.
Впрочем, опять мы о манипуляции. Не в ней дело! Ведь и к просьбам подчиненных такой хороший руководитель прислушивается более внимательно, чем другие. Даже если он не сможет ничего изменить, он вас пожалеет. И тогда вы согласитесь… Ну вы поняли.
4. Он чувствует атмосферу в коллективе
Хорошему лидеру важно не только понимать людей в разговорах один на один, но и чувствовать (если не сказать — чуять) атмосферу, царящую в коллективе. Эмоции заразны — и на работе это ощущается особенно хорошо.
Что происходит, если сотрудники всем коллективом боятся потерять работу или лишиться премии, переживают из-за увольнения сотрудника или перессорились между собой? Работа не движется.
И только тот начальник, что сумеет вовремя почувствовать разлад и принять меры, чтоб люди взбодрились, сможет вернуть сотрудникам веру в завтрашний день.
Более того, уже одно то, что начальник внимателен к проблемам коллектива и способен войти в положение, повышает лояльность сотрудников. И вот они уже соглашаются… Ну что мы опять о манипуляциях!
5. Он способен предсказать реакцию сотрудника
Эмоционально чувствительный руководитель всегда может определить, как отреагирует сотрудник на его слова или действия, и принимает меры, если знает, что реакция ему не понравится.
Если ему приходится сообщать плохие новости, он заранее готовит сотрудников, чтобы удар был не таким существенным, как мог бы быть.
А главное — он никогда не допустит слухов, которые разъедают даже сплотившиеся коллективы, как голубая плесень — сыр.
Никакого шепота по углам о том, что кого-то увольняют, нам всем понизят зарплату, секретарша вчера вышла от него вся в слезах, он не допустит. Потому что это деморализует — а значит, мешает работе. В общем, будьте уверены: хороший начальник даже увольняет так, что вы готовы согласиться с тем, что он прав.