Бояться кризиса, повышения цен и сокращений надоело. Хочется взять ситуацию под свой контроль и перестать опасаться будущего. Если перспектива оптимизации штата в вашем офисе становится все реальнее, лучшее, что можно сделать, — это показать компании, что без вас она просто развалится. Незаменимых сотрудников не сокращают: во время кризиса их, наоборот, особенно берегут.
«Какими бы хорошими ни были товар или услуга, сами они себя производить и двигать не будут. Компании понимают, что выиграет тот, чьи сотрудники «вытянут» бизнес в непростой сегодняшней ситуации, — поясняет Ольга Горюнова, руководитель департамента по работе с клиентами кадрового агентства «Юнити». — Высокопрофессиональный специалист — это иголка в стоге сена. Сейчас, когда количество резюме увеличилось, количество «иголок» не меняется, а «стог» растет».
Если руководитель понимает, что без вас компании не справиться, сокращение вам не грозит. Осталось доказать свою незаменимость.
1. Обращайте на себя внимание
Пытаясь слиться со стенкой и как можно реже сталкиваться с начальством, вы оказываете себе плохую услугу: если, увидев вашу фамилию, шеф не сможет вспомнить, чем вы занимаетесь и как вообще выглядите, он расстанется с вами без сожаления.
Важно, чтобы начальство и коллеги были в курсе ваших дел, а еще важнее — не бояться брать на себя дополнительные обязательства, которые дадут вам возможность стать нужным.
«Не бойтесь высказывать свое мнение, проявляйте инициативу, — советует Светлана Ланда, основатель Style of Life Academy, ведущий преподаватель лидерства школы MBA «Мирбис». — Во время кризиса проактивность, способность творчески мыслить и предлагать нетривиальные решения становится качеством, которое особенно ценится руководством».
2. Поддерживайте руководство
Хороший способ укрепить позиции — стать надеждой и опорой своего шефа, облегчить ему жизнь. Тогда ему даже в голову не придет от вас избавиться.
«Быть незаменимым на работе — значит быть сотрудником, на которого опирается начальство, — объясняет Энди Тич, автор книги «From Graduation to Corporation» и канала на YouTube FromGradToCorp. — Это произойдет, если вы станете помогать начальнику в делах: постепенно между вами возникнет доверие, и он начнет полагаться на вас все больше и больше».
3. Установите свои отношения с клиентами
Лучше всего, если вы монополизируете право общаться с одним из важных партнеров. Если крупнейший заказчик будет предпочитать работать именно с вами, компания не сможет с вами расстаться, тогда ведь и клиент уйдет.
Сделайте так, чтобы ваш вероятный уход приносил фирме одни убытки, и станете особенно ценным кадром.
Открытый, вежливый человек с приятными манерами, готовый пойти на компромисс, предложить выход из сложной ситуации, учесть трудности, но и соблюсти интересы компании, — настоящий клад.
4. Играйте в команде
Выделяться на работе не значит заслонять собой всех остальных: разве вам нужны враги в коллективе? Вы должны быть незаменимым не только для начальства, но и для коллег.
«Если вы окажетесь для них именно тем, кто всегда найдет выход и поведет за собой, даже если вы им не начальник, ваш вес в коллективе возрастет, — объясняет Энди Тич. — Предлагайте свою помощь, когда у них возникают проблемы: так они будут видеть в вас не только сотрудника, но и учителя».
Следует, правда, учесть и местную специфику: в нашей стране тех, кто «в каждой бочке затычка», в коллективах недолюбливают.
Избежать этого просто: не только давайте советы, но и спрашивайте сами. Так вы не превратитесь в утомительного всезнайку, но притом сохраните авторитет.
5. Расширяйте свой кругозор
Постоянно быть в курсе того, что происходит в вашей области, отслеживать появление новых тенденций и технологий очень важно. Не менее важно выходить за границы своей узкой специальности, интересоваться тем, что происходит в других сферах, получать дополнительные навыки, изучать новые языки и компьютерные программы.
«В кризис становятся особенно нужны инновационные идеи, нестандартные решения, которые помогут компании выплыть, — то, что еще никому не приходило в голову, — считает Светлана Ланда. — Их легче всего выдвигать тем, кто черпает знания из смежных областей, знает, что происходит вокруг, и способен широко взглянуть на проблему. Нужно уметь подниматься над ситуацией, как орел, который поднимается высоко над ситуацией, понимает, что над тучей есть спокойное небо, видит широко и далеко, но при этом обладает острым зрением и умеет подмечать детали».
6. Сохраняйте спокойствие
«Во время стресса работоспособность человека снижается, — объясняет Светлана Ланда. — Он думает о том, чтобы выжить, и перестает видеть перспективу. Хорошо, когда руководство понимает, что для эффективности бизнеса важно, чтобы у сотрудников было ощущение их внутреннего благополучия. Руководитель одной крупной косметической корпорации, с которой я работала в кризисном 2008-м, не зря говорил: «Позитивные вещи случаются с позитивными людьми».
Однако и самим работникам компаний нужно понимать: если они сохраняют спокойствие и оптимистичный настрой, это вызовет позитивную реакцию у руководства и поможет им сохранить эффективность.
Если уж и дойдет до сокращений, начальство скорее избавится от тех, кто устраивает панику: понятно ведь, что нервный сотрудник не принесет компании прибыль, отпугнет клиентов и создаст неприятную обстановку в коллективе.
7. Разделяйте ценности компании
Лояльность сотрудников компании и в спокойные времена ценится в больших корпорациях, что уж говорить про кризисные периоды, когда необходимость браться за руки, чтоб не пропасть поодиночке, становится особенно острой.
«Часто сотрудники не интересуются ценностями и миссией компании, не говоря уже о том, чтобы выбирать работодателя в соответствии со своими ценностями, — говорит Светлана Ланда. — И совершенно напрасно! Если уж вы оказались частью команды, которая работает ради общей цели, поинтересуйтесь, что это за цель. Узнайте, к чему стремится компания. Разделяете ли вы ее ценности? Это важно для того, чтобы чувствовать себя частью большего, это вдохновляет и приносит успех делу и компании».