Кто в детстве не мечтал о кругосветном путешествии? Мальчишки рвались на пиратские шхуны к отчаянным капитанам, девочки мечтали о больших и красивых лайнерах, как в «Титанике» (но без последствий). С возрастом такие мечты переместились в категорию невыполнимых, а зря. «Газета.Ru» пообщалась с людьми, побывавшими в кругосветном путешествии, с теми, кто только собирается их совершить, и с организаторами таких поездок. А также выяснила, во сколько обойдутся самые скромные и самые комфортные поездки и кому все это по карману.
Вариант №1: автостопом с друзьями
Бюджет: $1,5 тыс. (71 тыс. руб. по текущему курсу)
Транспорт: любые попутки (от автомобилей и автобусов до лошадей и поездов)
Время в пути: 198 дней (изначально планировалась 1 тыс. дней)
Владимиру Переседину 35 лет, он профессиональный путешественник. Он увлекается альпинизмом, а на кругосветку решился из-за жажды приключений: планировал с друзьями объехать мир за 1 тыс. дней и потратить на это всего $10 тыс. Дней получилось в пять раз меньше, но Владимир не унывает: говорит, что это была только первая попытка.
«Маршрут путешествия мы планировали сильно заранее, — рассказывает путешественник. — Сначала составили список мест, которые просто необходимо посетить, потом начертили «нитку» маршрута и выбрали на ней опорные точки — места ночевок. Через сайт CouchSurfing (сервис, позволяющий гостить у иностранцев на безвозмездной основе в обмен на собственное гостеприимство) мы нашли ребят, которые были готовы разместить нас и провести экскурсию по городу. Плюс в план были заложены ночевки в хостелах — на тот случай, если не получится остановиться комфортно по «каучу».
Уровень комфорта в таком путешествии далек от пяти-четырех и даже трех звезд. Ночевать приходится у самых разных людей с разным достатком: иногда гостям выделяют отдельную комнату с кроватью, а иногда довольствуешься спальным мешком в общем зале.
«Что касается питания, то денег на это тратится не больше, чем дома. И если вы привыкли обходиться суммой в $5–10 в день, то и в дороге вы больше не потратите, — говорит Владимир. — Длительность путешествия прямо зависит от его стоимости: чем больше у вас времени, тем меньше вы потратите на свое приключение, и наоборот. Мое путешествие было запланировано на тысячу дней, но в итоге я был в дороге только 198 дней.
За это время я посетил 15 стран и проехал неторопливо 31 тыс. км. В списке у меня Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Афганистан, Пакистан, Саудовская Аравия, Турция, Сирия, Иордания, Ливан, Египет, Судан, Грузия».
Никакой особенной идеи у путешественников не было: хотели посмотреть мир, понаблюдать людей. Даже красивые фотографии получились сами собой. Правда, красиво завершить путешествие в этой истории не удалось: «Опасных ситуаций в дороге не было, но были критичные. Мой напарник потерял в Афганистане паспорт и сидел в тюрьме два месяца — были проблемы с его освобождением. Еще из минусов — периодическое отсутствие ночлега, но тут спасала палатка. Ну и в итоге мы не завершили кругосветку, так как в Судане заболели. Было сильное подозрение на малярию, поэтому срочно вернулись домой. В будущем планируем все-таки закончить наш маршрут».
Вариант №2: всей семьей на личном автомобиле
Бюджет: 4,5 млн руб.
Транспорт: фургон Ford Transit
Время в пути: 2,5 года
Сергей и Екатерина в первое в их жизни кругосветное путешествие отправляются летом 2015 года вместе с девятилетним сыном Алексеем. Их кругосветка — это еще и своеобразный эксперимент длиной в 2,5 года: во время путешествия Леша будет получать дистанционное образование по школьной программе.
«Мы очень любим путешествовать на машине и хотим показать сыну, сколь прекрасна и разнообразна наша планета, — говорит Сергей. — Четкого маршрута всего путешествия у нас нет: дорога, конечно, будет планироваться и прорабатываться, но не на всю кругосветку сразу, а частями. Сначала мы поедем по России (здесь маршрут практически готов), потом Монголия, Казахстан. Дальше, скорее всего, Китай».
Еще одной особенностью этой поездки станет интерактивность. Маршрут будет меняться в зависимости от пожеланий читателей, которые следят за передвижениями семьи в социальных сетях.
«По нашим предварительным расчетам, общая стоимость кругосветного путешествия — порядка 4,5 млн руб., — поясняет Екатерина. — У нас есть двухкомнатная квартира в Москве: мы планируем сдать ее в аренду и на эти деньги путешествовать.
И есть некоторая сумма, которую мы собирали как стартовый капитал для поездки. Из нее же будет отложена страховка: деньги для экстренного возвращения из любой точки мира домой».
Кроме пассивного дохода у семьи есть обычный заработок. Сергей — программист, создает сайты. Главное преимущество такой работы в том, что заниматься ей можно в любой точке мира, был бы интернет. Еще семья рассчитывает на спонсорскую помощь: на их сайте уже висят банковские реквизиты для добровольных пожертвований в фонд поездки.
«Хотим поехать на просторном фургоне Ford Transit, — говорят путешественники. — Мы рассчитали, что можно будет поставить третье сидение, сделать две складные кровати, встроить плитку, холодильник и биотуалет. Сейчас даже думаем, как сделать душ. Но по пути мы, конечно, иногда будем останавливаться и в хостелах, и в недорогих гостиницах. Сейчас у нас сплошная эйфория от предвкушения приключений, но есть и некоторый страх. Все-таки это длительное путешествие, и какие трудности нас ждут впереди, мы не знаем. Но мы твердо верим в успех».
Вариант №3: романтический морской круиз
Бюджет: от $20 тыс. (около 900 тыс. руб. по текущему курсу)
Транспорт: круизный корабль (лайнер)
Время в пути: минимум 90 дней
Назвать такое приключение доступным или бюджетным, конечно, нельзя. Но теоретически накопить на подобное путешествие один раз в жизни можно. Кроме того, существуют так называемые сегменты кругосветных путешествий, когда вы покупаете билет только на определенный участок пути.
«Полноценным кругосветным путешествием считается рейс, в котором корабль пересек все меридианы и дважды — экватор. Но бывают круизы, которые по масштабам не уступают кругосветке. Например, когда корабль выходит из Европы, огибает Африку, идет до Южной Америки и обратно, — это называется гранд-вояж, но не кругосветное путешествие», — объясняет PR-директор компании «Виа Марис» Елена Карманова. Круизные компании действительно разбивают кругосветный маршрут на сегменты: в такие «частичные» путешествия и отправляется большинство туристов, выбравших для отдыха круизный лайнер. Длятся такие вояжи от двух до четырех недель.
«Что касается именно кругосветных путешествий, такие туры заказывают единицы. Даже если собрать все российские фирмы, которые занимаются круизами, можно по пальцам пересчитать количество подобных заказов.
Например, наша компания даже не каждый год продает кругосветку», — поясняет Елена. По ее словам, и на Западе желающих совершить путешествие вокруг Земли не так уж много. Как правило, это состоятельные люди категории 55+, хорошо обеспеченные, на высокой должности и с приличной зарплатой. «В России возраст таких путешественников — от 40 и выше. Это, как правило, топ-менеджеры, реже — бизнесмены. Бывают, конечно, и те, кто каким-то образом скопил на круиз, но очень редко», — заключает представитель круизной компании.
Вариант №4: элитное путешествие по меридиану
Бюджет: до $1,5 млн (около 71 млн руб. по текущему курсу)
Транспорт: частный бизнес-самолет
Время в пути: 27 дней и 26 ночей
Этот вариант по понятным причинам подходит далеко не всем. Однако помечтать о нем все-таки можно. В России подобные туры устраивает специальная компания — «Клуб экзотических путешествий». «Такие путешествия человек планирует раз в жизни. Организовать его очень сложно: надо фрахтовать частный самолет — это уже основательная сумма, около $1 млн, — рассказывает генеральный директор «Клуба» Игорь Логунов. — Обычно такой бизнес-самолет — это 8–9 мест, но в подобные поездки все-таки ездят чаще пары, которые хотят побыть вдвоем. Реже — компании.
Эти кругосветки заказывают примерно раз в год. Потом в отзывах пишут одной строчкой: «Все понравилось».
По словам эксперта, такие поездки действительно запоминаются: заказавших тур обслуживают по высшему разряду на каждом этапе путешествия. Для них стараются не только сотрудники компании-организатора, но и местные жители и даже власти. Например, на Чукотке, которая является одним из последних пунктов маршрута, перед отдыхающими выступает государственный чукотско-эскимосский ансамбль «Эргырон». Интересно, что, несмотря на гигантскую стоимость подобного вояжа, еда и напитки в ресторанах, которые посещает путешественник, оплачивается отдельно.