Представленная коллекция интерьерного дизайна в своих лучших примерах демонстрирует некоторые принципы скандинавской эстетики в целом. Принципы эти вечны и незыблемы. На них стоит скандинавская архитектура, дизайн, народное ремесло.
При этом нужно сделать оговорку, ограничивающую предмет обсуждения.
Феномен скандинавского дизайна затрагивает прежде всего сферу быта и менее всего сферу высоких технологий. Телефоны финской Nokia ничем особо скандинавским от японской, южнокорейской и американской продукции не отличаются. Так что, говоря о скандинавском дизайне, имеем в виду интерьер (офисный, в том числе), мебель, посуду и прочее. Скандинавский дизайн пришел из дома, дома он и живет.
Другая ограничительная оговорка касается культурной географии. Финский комфорт — это одно, а арабский, к примеру, категорически другое. Поэтому имеем в виду, что наше обсуждение происходит в рамках западного образа жизни и не распространяется дальше его границ.
Скандинавское отношение к предметной среде, на мой взгляд, является одним из трех китов, на которых стоит современная философия западного дизайна.
Первый — это германский функционализм (школы Баухауз, Ульм, фирма Браун с Дитером Рамсом). Второй — итальянский темпераментный эмоциональный стиль, трактующий любой, даже сугубо технический, объект как повод для художественного творчества (Алессандро Мендини, Этторе Соттсасс, Марио Беллини, Гаэтано Пеше). И третий — скандинавское трепетное отношение к природному материалу и традициям народных ремесел. Японский дизайн, бесспорно, также внес огромный вклад в формирование мировой предметно-пространственной культуры, но его основные принципы практически идентичны скандинавским, а разница базируется на различии в материалах, природных условиях и ремесленных традициях. То есть японский и скандинавский дизайн во многом явления одного порядка. Но мы обсуждаем прежде всего западный дизайн. Так что будем считать, что кита все-таки три.
Если метафорически обозначить каждый из этих национальных дизайнов одним словом, то германский — это функционализм, итальянский — красота, скандинавский — чистота. Других, столь же особых, ярких и самобытных национальных школ не существует. Естественно, дизайн есть и в других развитых странах и везде можно найти талантливых дизайнеров, но это вполне интернациональное явление, часть процессов глобализации. Например, в США, конечно, есть дизайн, иногда очень неплохой, но никакого американского дизайна, как чего-то особого, непохожего, нет.
Корни скандинавского феномена безусловно растут из финской почвы.
Финские дизайнеры и архитекторы Ээро Сааринен, Алвар Аалто и более поздние Тапио Вирккала, Тимо Сарпанева, Антти Нурмесниеми внесли неоценимый вклад в сегодняшнюю эстетику предметно-пространственной среды. Чистота линий, бережное отношение к материалу, бескомпромиссная функциональность, пристальное внимание к цвету и фактуре поверхности – вот, если вкратце, то, на чем базируется слава финского дизайна. Лаконичность, простота формы и конструкции. Любовь к дереву, стремление подчеркнуть его теплоту, структуру, гибкость, выявить его природу. Честное, уважительное отношение к металлу. Любование волшебными свойствами стекла. Предпочтение белого всем остальным цветам, белый цвет как венец всего цветного, что точно совпадает с физической природой белизны. Почти молитвенное почитание пустого пространства, рафинированно чистая пустота как высшее совершенство. (Это, кстати, очень близко к японскому идеалу жилища.) Свет как конструктивный материал. Свет выстраивает пространство на равных правах с бетоном и деревом, ведь свет на севере — большая ценность.
Конечно, скандинавский дизайн меняется вместе с переменами в образе жизни, прежде всего связанными с революцией в информационной сфере. Меняются материалы и технологии, но принципы, философия остаются. Шведская IKEA, помножив скандинавскую эстетическую парадигму на изощренный маркетинг, изменила лицо сегодняшней предметной среды. Антиэстетика Диснейлендов, Лас Вегасов и оскаровских церемоний, конечно, делает свое черное, точнее пестрое, дело, что, к сожалению, отразилось и в представленной офисной коллекции. Но думаю, это влияние случайное, наносное. В целом можно видеть, что скандинавский стиль, опираясь на «разумное, доброе, вечное», прочно стоит на ногах и продолжает успешно развиваться. Он всегда был, есть и будет. Это классика. А попса против классики бессильна.
«В старинном доме» (посмотреть интерьер офиса компании Melvær & Lien)
«На игровой площадке» (посмотреть интерьер офиса LEGO)
«В кинокомпании» (посмотреть интерьер офиса Egmont Nordisk film)
«В библиотеке с лошадьми» (посмотреть интерьер офиса Ассоциации коневодства)
«В воздухе» (посмотреть интерьер офиса компании No Picnic)
«В журнальном архиве» (посмотреть интерьер офиса студии дизайна Oktavilla)
«В айсберге» (посмотреть интерьер офиса компании Snowcrash)
«В облаках» (посмотреть интерьер офиса компании Skype)
«В магазине сладостей» (посмотреть интерьер офиса компании Karamellkungen)
«В саду» (посмотреть интерьер офиса компании Vision)