Еще недавно представления о деловом стиле находились в тисках стереотипов: понятие «деловой костюм» ассоциировалось с асексуальностью, громоздкими силуэтами и скудной цветовой палитрой. Предполагалось, что традиционная деловая одежда равноудалена как от стремления подчеркивать привлекательность, особенно женскую, так и от соответствия остромодным тенденциям.
Репутация делового стиля, безусловно, пострадала еще и «благодаря» навязыванию корпоративных дресс-кодов.
Увы, российские бизнесмены, постигавшие экстерном зарубежную школу ведения бизнеса и делового этикета, вынесли из представления о дресс-коде лишь запреты и ограничения, но не саму философию, согласно которой дресс-код определялся как уместность, как необходимость соответствовать ситуации. В уставе компании прописывались длины юбок и рукавов, допустимые цвета в одежде, «правильные» и «неправильные» фасоны обуви — но без толковых объяснений, в которых здравый смысл соседствовал бы с культурой гардероба вообще. В результате все эти «корпоративные правила» стали восприниматься работниками как порабощение их индивидуальности и элемент диктатуры, а не как грамотный подход к работе.
Сейчас, к счастью, подобные жесткие запреты и ограничения скорее исключение из правил.
Современный деловой стиль (при правильном понимании и правильном подходе) — это уже не порабощение индивидуальности, а продолжение собственного «я» (при условии, конечно, что и выбранная работа является комфортной средой обитания, а не каждодневной пыткой).
2Скажем, галстуки сейчас позволительно носить любой длины и ширины и даже можно заменять их шейными платками или вовсе упразднять. Намеренно укороченной длиной брюк, как и носками «не в цвет», сейчас тоже никого не удивишь.
3Вольностей в обращении с расцветками и рисунками теперь стало значительно больше. Предполагается, что деловые люди, пройдя школу жестких правил дресс-кода, теперь могут эти самые правила нарушать, но уже «со знанием дела».
4Разумеется, вольностей в костюме тем больше, чем более «свободотворческой» считается сфера деятельности того, кому костюм принадлежит. Например, в банковской отрасли, в среде крупных бизнес-игроков или в политике консервативные устои костюмного ансамбля по-прежнему сильны,
5в то время как среди менеджеров, заправляющих рекламными или ивент-агентствами, архитектурными бюро или дизайн-студиями, отношение к деловому виду может быть уже кардинально иным.
6Кроме того, упомянутый выше разумный подход к деловому стилю предполагает ориентирование на ситуацию: если работа сулит многочисленные встречи, разъезды и вообще предельную динамику, то громоздкий классический костюм может быть не только неудобным, но и неуместным. В качестве альтернативы существуют модели, объединяющие традиционный крой и эластичные материалы, способствующие комфорту и гигиене. Главное не изменять высоте качества.
7Другое дело — специалисты, не покидающие офисное пространство. Конечно, их одежда может быть куда более свободной, и она уже может не «шептать» о престиже и социальном положении. Здесь на первое место выходит опрятность и отсутствие критических внешних эффектов, отвлекающих (или, напротив, привлекающих) внимание коллег по цеху. Проще говоря, костюмный код должен сообщать о том, что человек пришел заниматься работой — и только
8Вот только, к сожалению, рамки допустимого далеко не всегда совпадают с границами разумного — и порой проявления индивидуальности не деликатно заявляют о себе, а кричат во весь голос. Такой ошибкой чаще всего грешат дамы, полагающие, что если установленный дресс-код великодушно разрешает все возможные проявления женственности и шика, то можно этим пользоваться по полной программе. Однако сейчас существует масса вариантов женственных вещей, удачно вписывающихся в формат деловой одежды. Это и элегантные платья, подчеркивающие фигуру, и юбки-карандаши с неожиданно пикантными деталями — лаконичными воланами или басками.
9Пристальное внимание нужно уделять деталям. Сам стиль создается силуэтами, кроем, цветами и материалами, а вот за проявления индивидуальности отвечают как раз дополнения и детали. Порой одна пара туфель может рассказать о вкусах и пристрастиях своей владелицы больше, чем целый гардероб — а значит, желая рассказать о своем неповторимом «я», вовсе не обязательно срываться на костюмный «крик». Научившись создавать нетривиальные композиции из привычных вещей, можно и разнообразить офисный гардероб, и проникнуться настроением нынешнего сезона, диктующего уютную многослойность: рубашка+джемпер+жилет+пиджак, или блуза+жилет+жакет+кардиган.
10Современная мода сама идет навстречу деловому стилю, популяризируя «взрослую» элегантность и сдержанный минимализм, чистоту линий и крайне деликатную деталировку. В актуальных коллекциях для прекрасной половины человечества на авансцену выходит сильный стиль с его андрогинными силуэтами, свободным кроем. В главных ролях выступают жакеты с «мужской» линией плеча, жилеты, брюки-дудочки, шарфы и шейные платки. У Gianfranco Ferré подобные образы не лишены изящества, а у Paul Smith (см. фото выше) они получились расслабленными и кэжуальными.
13Более женственные вещи можно отыскать у Céline (скульптурные платья-футляры)
16и у Stella McCartney (элегантные комбинезоны из чувственных материалов).
14А к самым популярным минималистам – дизайнерам марки Jil Sander – нужно отправляться за аксессуарами.
12Изучая мужские коллекции, невозможно не заметить более нахальное присутствие цвета, который еще совсем недавно добавлялся в мужской гардероб в крайне небольших количествах. Конечно, деловой костюм не допускает «попугайной» расцветки, но внести в него разнообразие, к примеру, в виде бирюзового джемпера от Acne,
15горчично-жёлтой рубашки от Kenzo
11или ярко-рыжей трикотажной водолазки от Jil Sander очень даже можно. Кстати, похоже, что вскоре от классических сорочек можно будет совсем отказаться: им на смену приходят водолазки, тонкие джемперы и рубашки-поло.
Смело экспериментируйте и оживляйте свой деловой гардероб, но только в меру. И тогда офисные будни перестанут быть универсально-серыми.
Завершая разговор об эволюции делового стиля в России, «Газета.Ru» предлагает читателям принять участие в конкурсе и продемонстрировать свою повседневную офисную одежду. Свои фотографии вы можете присылать по адресу appl@gazeta.ru. Самые интересные снимки будут опубликованы в конце года на страницах нашего издания.