Мы живем в эпоху быстрого потребления, эпоху фаст-фуда и «одноразовых» вещей, которые морально устаревают прежде, чем на них появляются какие-либо признаки износа. Модная индустрия уже давно задалась единственной целью — как можно больше производить и как можно больше продавать. А что можно сделать для того, чтобы заставить покупателей безостановочно следовать одним и тем же маршрутом — от магазина до собственного гардероба и обратно? Правильно, навязывать им все новые и новые желания.
Внимательно присмотревшись к модным тенденциям, можно увидеть, что самые главные предложения, сделанные дизайнерами в каждом следующем сезоне, всегда отменяют предложения сезона предыдущего.
Если летом витрины магазинов были расцвечены яркими красками, то осенью вернется в моду черный, если зимой нас склоняют к строгой геометрии форм и минимализму, то весной, вероятнее всего, журналы будут пропагандировать легкомысленный и пестрый богемный стиль и т.д. и т.п. Более того, нарастающее ускорение моды позволяет нам опережать модные тенденции, поскольку оперативно появляющиеся в сети фотографии с показов позволяют прощупывать модную почву на полгода вперед. Вещи, купленные в очередном порыве «хочу нового, хочу модного», просто не успевают состариться и прийти в негодность, они повисают лишним грузом в шкафу, а мы продолжаем гнаться за неумолимой модой. Рано или поздно эта гонка выматывает, а удовлетворение от покупок пропадает. При этом в условиях современного производства, когда и дорогие, и дешевые вещи шьются на одних и тех же китайских фабриках, громкое имя и высокая цена перестали быть гарантией не только качества, но и оригинальности, так что определение «быстрой моды» применимо уже не только к масс-маркету.
В противовес fast fashion, для которого характерно краткосрочное удовлетворение от потраченных денег, возникло направление slow fashion — движение в пользу вдумчивого, спокойного, размеренного потребления.
Не количество, а качество, не актуальность, а оригинальность, не внешний вид, а философия — эти принципы пропагандируются адептами «медленной моды». Адептов slow fashion интересуют, где было произведено то или иное изделие, из какого сырья, какими принципами руководствовались его создатели. К примеру, они охотно покупают вещи, произведенные на территории своей страны, поддерживая отечественного производителя. Для них в том числе важно, что производитель создает рабочие места внутри страны, а не инвестирует в китайскую рабочую силу, стремясь увеличить прибыль. Разумеется, такая одежда может стоить недешево, но это не смущает потребителей, нацеленных «покупать меньше, но с умом».
Еще одна идейная составляющая медленной моды — экологическая ориентированность продукта.
Но самая главная заповедь slow fashion — не способствовать перепроизводству, не покупать массу вещей, в которых нет особой нужды, поскольку фабричное создание каждой вещи подразумевает выхлоп в окружающую среду, а каждый выброшенный на помойку предмет одежды является добровольным «взносом» в планомерное загрязнение планеты.
Помимо покупки готовых вещей, слоуфэшиониста склоняются к индивидуальному пошиву как к возможности получить по-настоящему уникальное и идеально подходящее по всем параметрам изделие.
Uniform Project Picture Book from Uniform Project on Vimeo.
Чем больше вдумчиво потребляешь, тем неизбежнее приходишь к выводу, что человеку не очень-то много и надо. Стоит вспомнить хотя бы Шину Матэйкен, которая каждый день, в течение целого года, надевала одно и то же платье, комбинируя его с разными аксессуарами. И каждый раз на фото получался новый образ. Справедливости ради, стоит заметить, что у Шины было три одинаковых платья, изготовленных специально для этого проекта, а сам проект преследовал благородную цель — собрать деньги на школьную форму для детей из индийских трущоб. Отважная девушка не только собрала значительную сумму, но и приобрела немало последовательниц, которые, вдохновившись примером Шины, решили вместо тридцати платьев для тридцати дней выбрать одно, но самое любимое.
Благодаря отсутствию постоянного желания покупать, шопинг в формате slow fashion превращается из быстрого бега в неторопливую ходьбу.
Для того чтобы перестать идти на поводу у маркетологов и совершать необдуманные покупки, совсем не обязательно сразу радикально менять свои покупательские привычки. Для начала достаточно просто научится понимать, какие желания истинные, а какие вызваны влиянием рекламы. Это не такая уж и сложная наука. У каждого из нас есть любимая вещь — удобная и уютная, которая идет нам и дарит только самые лучшие ощущения. Именно прислушавшись к своей любимой, но старой одежде, можно понять, чего мы хотим от новых вещей, какой нам нужен крой, какой цвет, какой материал. С другой стороны, необходимо задуматься, чего не хватает нашему гардеробу, от отсутствия каких вещей мы чувствуем себя не очень комфортно и потому действительно в них нуждаемся. Прежде чем отправиться на шопинг, обдумайте эти вопросы и постарайтесь найти ответы на них. Попробуйте одеться медленно. Возможно, это именно то, что вам действительно нужно.