Жертвами пандемического гриппа H1N1 (так называемый свиной грипп) 2009 года стало в десять раз больше людей, чем фигурировало в официальных подсчетах Всемирной организации здравоохранения. К такому выводу пришла международная команда исследователей, в которую вошли более чем 60 участников из 26 стран. В статье, опубликованной в журнале PLOS Medicine, называется примерная цифра — 203 тыс. смертей.
«Наше исследование подтвердило, что вирус H1N1 убил гораздо больше людей во всем мире, чем до сих пор считали, — говорит ведущий автор работы Лоун Симонсен, профессор отделения глобального здоровья Университета Джорджа Вашингтона. — Мы также нашли, что смертельный удар эта пандемия в основном нанесла по молодым людям и жителям нескольких стран Северной и Южной Америки».
По оценкам ВОЗ, которая, кстати, финансировала данное исследование, в 2009 году случилось 18 449 смертей от вируса гриппа. Но в это число вошли случаи лабораторно подтвержденных инфекций вирусом H1N1 .
Теперь же ученые показали, что реальное число смертей было гораздо большим, чем официальные подсчеты, поскольку многие инфицированные люди никогда не проходили тестирование в лаборатории на наличие вируса.
Команда исследователей получила от ВОЗ данные о недельной заболеваемости респираторными болезнями за несколько лет и собрала данные по смертности из 21 страны, на которые приходится 35% населения земного шара. Они использовали эту информацию, чтобы оценить число смертей от респираторных заболеваний во всех государствах, входящих в выборку. Ученые подчеркивают, что вирус H1N1 приникает в легкие, где его осложнением может стать бактериальная пневмония , которую могут и не связывать напрямую с гриппом. Затем они использовали специальную статистическую программу, чтобы экстраполировать данные по 21 стране на весь остальной мир.
В дополнение к респираторным заболеваниям вирус H1N1 убивает своими осложнениями, которые поражают самые разные органы. Исследователи установили, что значительная часть смертей на счету H1N1 была вызвана сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями, и, когда они их учли, общее число прямых и непрямых жертв пандемического гриппа 2009 года выросло до 400 тыс.
Кроме того, ученые установили, что от 62 до 85% умерших от гриппа в 2009 году были моложе 65 лет. Такая возрастная зависимость отличает их от жертв сезонного гриппа, который гораздо чаще убивает людей преклонного возраста.
Это привело к тому, что пандемия легла более тяжким грузом на общество, так как поразила людей трудоспособного возраста, подчеркивают авторы.
Кроме всего прочего исследователи обнаружили и географическую закономерность в заболеваемости гриппом H1N1 в разных странах, что отразилось и в смертности.
В Новом Свете в Мексике, Аргентине и Бразилии смертность была в 20 раз выше, чем в остальных государствах Америки.
А в Новой Зеландии, Австралии и на большей части Европы смертность гораздо ниже. Надо сказать, что географическая карта жертв гриппа 2009 года, нарисованная исследователями, сильно отличалась от той, которая была составлена в 2012 году Центром контроля и профилактики заболеваний США (Centers for Disease Control and Prevention). У них получалось, что самая высокая смертность пришлась на страны Африки и Юго-Восточной Азии, а самая меньшая отмечалась в Америке и Европе.
Теперь же ученые не выявили самой высокой смертности в Африке и Юго-Восточной Азии, хотя, возможно, это связано и с тем, что по этим регионам у них были неполные данные. В результате они так и не имеют полной картины того, что происходило в этих странах во время пандемии 2009 года. Симонсен подчеркивает, что для полного выяснения ситуации поведения вируса в странах с низким уровнем жизни населения нужны дополнительные исследования. В частности, чтобы понять, почему смертность в одних странах намного выше, чем в других.
Так что, хотя вирусу H1N1 далеко до пандемии испанского гриппа , которая в 1918 году убила примерно 2% человечества, 203 тыс. жертв для нашего времени весьма большая цифра.
Почему специалисты сочли важным точный подсчет жертв пандемии гриппа, оставшейся в прошлом? Чтобы досконально выяснить поведение вируса и лучше подготовить план действий в случае новых атак вируса гриппа, которые нас неизбежно ожидают в будущем.