Американское общество стремительно стареет, доля пожилых людей увеличивается из-за снижения рождаемости и роста продолжительности жизни. В современном американском обществе — примерно 41 млн человек в возрасте 65 лет и старше. Это 13% населения по сравнению с 4%, что составляли пожилые люди в 1900 году. Доля людей за 65 растет самыми высокими темпами по сравнению с остальными возрастными группами.
Как относятся люди к долгожительству и сколько они хотят прожить — этому посвящено исследование, проведенное американской социологической компанией Pew Research Center среди американцев. Социологи проводили телефонный опрос более 2000 респондентов в 50 штатах США в марте – апреле 2013 года. Людей спрашивали о качестве их жизни, уровне медицины и перспективах на будущее, в частности о перспективах радикального продления жизни для них самих и для общества.
56% опрошенных американцев в возрасте от 18 и старше сказали, что они не хотели бы жить до 120 лет или больше. 69% американцев хотели бы прожить от 79 до 100 лет.
14% не пожелали жить дольше 78 лет, всего 4% захотели жить от 100 до 120 и еще 4% — больше 120 лет. Эти цифры очень незначительно колеблются в зависимости от возраста респондентов. Так, среди молодых людей до 29 лет выше доля тех, кто считает достаточным прожить до 78 лет (19%), а среди пожилых эта доля снижается до 6%. Среднюю желательную продолжительность жизни молодые люди определили в 85 лет.
В среднем же по выборке разных возрастов желательная продолжительность жизни составила 90 лет, это на 11 лет больше, чем ожидаемая продолжительность жизни в США сегодня. Это личный выбор людей для себя. Интересно, что при этом 68% опрошенных уверены, что остальные люди хотят иметь возможность продлить жизнь до 120 лет.
Большинство американцев (90%) не видят ничего плохого в том, что в обществе увеличивается доля пожилых людей, только 10% не одобряют эту тенденцию.
Американцы довольны своей жизнью и смотрят на будущее оптимистично. Об удовлетворенности своей сегодняшней жизнью сказали 81% опрошенных, из них 56% уверены, что через 10 лет их жизнь станет еще лучше. Самыми большими оптимистами, конечно, оказались молодые люди, но даже из тех, кому за 65, две трети уверены, что их жизнь в следующие 10 лет улучшится или не изменится. 57% ответили, что их не беспокоят финансовые и прочие проблемы в их жизни.
Люди верят в прогресс медицины в последующие десятилетия.
Примерно 70% опрошенных уверены, что в 2050 году будет побежден рак, а протезы конечностей будут более совершенны, чем настоящие руки-ноги.
Хотя их оценки сегодняшней медицины не столь однозначны. 41% заявили, что современная медицина больше вызывает проблем, чем решает, и только 24% сказали, что они безусловно доверяют эффективности и безопасности новых методов лечения.
В возможность радикального продления жизни люди тоже верят. На вопрос, будет ли человек жить до 120 лет к 2050 году, 73% ответили утвердительно. Две трети (63%) оценили достижения медицины по продлению жизни как положительные явления для человека, и только 32% считают, что неправильно медицине вмешиваться в естественное старение.
Но эта перспектива для общества оценивается людьми неоднозначно.
51% респондентов сказали, что продление жизни будет плохо для общества, и только 41% решили, что это будет хорошо.
На вопрос, будет ли это полезно конкретно для экономики, положительно ответили 44%.
Интересно, что в отношении к продлению жизни выявились и этнические различия.
Афроамериканцы и испаноговорящие американцы больше, чем белые американцы, склонны расценивать это положительно. Они также желали бы прожить дольше, чем белые американцы (в среднем 94 года).
Среди женщин и мужчин различий не обнаружилось.
Есть также различия во взглядах на продолжительность жизни среди разных религиозных групп американского общества. Примечательно, что среди белых католиков и белых протестантов наименьшая доля тех, кто расценивает перспективу продления жизни положительно для общества: 31 и 34% соответственно (в среднем по выборке — 41%).
79% считают, что каждый человек, если он этого хочет, должен иметь возможность воспользоваться услугами медицины по продлению жизни. Но в реальности, думают две трети, эти услуги будут доступны только богатым.