Правительство снова скорректировало план приватизации на 2011–2013 годы. Продажа части долей в «Русгидро», ФСК ЕЭС и «Росагролизинге» переносится с 2013-го на 2014–2016 годы.
В следующем году Минэкономразвития рассчитывает выставить на продажу не менее восьми госпакетов крупных компаний. Самым значимым должно стать IPO «Совкомфлота», заявил глава ведомства Андрей Белоусов. Другие активы на продажу – ВТБ, АЛРОСА, Архангельский траловый флот, ТГК-5, «Мосэнергострой» и авиакомпания «Сибирь». По четырем последним активам планируется продажа стратегическому инвестору.
На этот же год планируется продажа до 6% акций «Роснефти», из капитала которой государство должно выйти в 2016 году. Приватизация пакета пройдет в рамках сделки с ВР, которая должна выкупить у «Роснефтегаза» 5,66% акций «Роснефти».
Поправки в плане касаются и «Совкомфлота»: если в постановлении от 22 июня значились 50% минус одна акция, то сейчас речь идет о 25% минус одна акция.
Прогнозная прибыль от этих сделок – 260–270 млрд рублей. Всего до 2016 года планируется выручить 3,128 трлн рублей.
Не исключено, что в 2013 году стартует и приватизация РЖД. По словам Белоусова, проработка вопроса показала, что пилотный пакет – до 5% — может быть реализован. В утвержденном в июне 2012 года плане была указана приватизация 25% минус одна акция железнодорожной монополии в 2012–2013 годах. Глава компании Владимир Якунин уже заявлял, что такой план нереалистичен.
В процессе подготовки уже находятся сделки по ВТБ: предусмотрены и допэмиссия, и размещение части госпакета, всего 10–25,5% акций с индикативной стоимостью пакета на уровне 58–147 млрд рублей. МЭР также прорабатывает IPO 7–14% акций АЛРОСА на 12–24 млрд рублей.
План после 2013 года предусматривает приватизацию части госпакетов «Аэрофлота», Россельхозбанка, аэропорта Шереметьево, «Русгидро», «Интер РАО ЕЭС», «Зарубежнефти», «Росагролизинга», «Транснефти», Объединенной авиастроительной корпорации, объединенной судостроительной корпорации, Уралвагонзавода и ФСК ЕЭС.
Размеры готовящихся к продаже госпакетов Минэкономразвития не уточнило.
В прежней приватизационной программе значилось, что до 2016 года государство планирует полностью выйти из капитала «Зарубежнефти», «Русгидро», «Интер РАО ЕЭС», «Аэрофлота», Шереметьево, Россельхозбанка и АЛРОСА. Продаже подлежат 25% минус одна акция «Транснефти» и «Уралвагонзавода», 50% минус одна акция ОСК и ОАК. В ФСК ЕЭС у государства должно остаться 75% плюс одна акция (госпакет — 79,55%).
Теперь обсуждаемые пакеты оцениваются в 465 млрд рублей. На каком этапе находится проработка вопроса, министр не уточнил. По его словам, подготовка крупных активов к приватизации может занимать 2–3 года. Ранее президент Владимир Путин прогнозировал рост капитализации только «Русгидро» в ближайшие несколько лет до $40 млрд (1,2 трлн рублей).
Для переноса приватизации ряда активов есть объективные и субъективные причины. Чиновники не раз жаловались на неподходящую макроэкономическую конъюнктуру. Но на заседании правительства первый вице-премьер Игорь Шувалов посетовал и на противодействие топ-менеджмента госкомпаний. «Компании с государственным участием действительно время от времени пытаются влезать в приватизационные сделки, останавливать их, иногда даже в судебном порядке», — сказал Шувалов. Речь идет об оспаривании сделки по продаже «СГ-Транса» АФК «Система»: в суд подала «РН-Транс» — дочка «Роснефти».
В ответ Дмитрий Медведев дал сигнал главе госкомпании Игорю Сечину: «Руководства госкомпаний должны понимать все последствия, в том числе и во взаимоотношениях с правительством».
Привлечение дочек госкомпаний к приватизации – это перекладывание активов из одного государственного кармана в другой, считает Медведев.
Эксперты согласны, что сдерживают приватизацию не только рыночные условия.
Это и уровень подготовки компаний к продаже, и отсутствие единой четкой линии у руководства страны, говорит главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров.
«Если Медведев активно выступает за приватизацию, то отношение президента Владимира Путина явно более сдержанное. Он не выступает против открыто, но постоянно подчеркивает, что пойдет на приватизацию госактивов только при хороших рыночных условиях. Учитывая нынешнюю ситуацию на рынках, таких условий можно ждать очень долго», — отмечает эксперт. По мнению Тихомирова, есть также фактор топ-менеджмента. «Они опасаются утратить контроль, ведь приватизация означает приход новых менеджеров, появление независимых директоров, и компаниями в этом случае станет гораздо сложнее управлять», — поясняет эксперт.
Заместитель гендиректора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Олег Трудов против ускорения приватизационных процессов. «Это полное признание государства в собственном неумении управлять своими активами, — считает он. — Необходимо оценить, что важнее государству — 100 рублей сегодня или 10 рублей в год стабильного дохода на годы вперед».