Процентная ставку LIBOR, рассчитываемая на основании заявок от банков, может быть заменена на новую, которая будет устанавливаться на данных о фактических торговых операциях, пишет британская Financial Times.
Предложения по реформе LIBOR британские финансовые власти вынесут на обсуждение на следующей неделе, отвечать за реформу будет Управление деловой этики в сфере финансов (Financial Conduct Authority, FCA), которое заработает с 2013 года.
Лондонская ставка используется во всем мире как ориентир для определения ставок по финансовым продуктам (ипотечные кредиты, корпоративные облигации, товарные фьючерсы). «Эта ставка используется во всем мире в финансовых контрактах на триллионы долларов. Поэтому очевидно, что необходима срочная реформа процесса сбора данных для расчета LIBOR»,
— цитирует Financial Times Мартина Уитли, руководителя британской службы по мониторингу за финансовыми рынками, который возглавит FCA. По его словам, реформа может затронуть законодательную базу и роль государственного регулирования.
Сегодня лондонскую межбанковскую ставку предложения LIBOR рассчитывает Британская банковская ассоциация, агентом которой выступает Thomson Teuters. Аналитики агентства обзванивают в среднем 16 ведущих банков и фиксируют стоимость привлекаемых на межбанковском рынке денег (по ставке предложения), затем ставки ранжируются, отбрасываются четыре верхних и четыре нижних значения, а по оставшимся восьми вычисляется среднее и в 11.00 по Лондону публикуют LIBOR на текущий день.
Разговоры о необходимости реформировать LIBOR начались после скандала с манипулированием ставкой.
Финансовые власти США, Великобритании, Евросоюза, Канады и Японии подозревают банкиров в занижении реальных ставок: финансовые институты пытались скрыть, что стоимость денег для них растет, поскольку увеличение ставки отражает сомнение в финансовой устойчивости системы. Банки обвиняются в злоупотреблениях на $10 трлн по кредитам и еще на $350 трлн в рамках операций с деривативами начиная с 2007 года.
Расследование идет с 2010 года.
Первым поплатился Barclays: летом 2012 года британский банк заплатил $453 млн за махинации при определении ставки в 2007—2009 гг., в отставку ушли главный исполнительный директор Роберт Даймонд и председатель правления Маркус Эйджиус. По данным источников, близких к расследованию, манипулированием ставкой занимались еще как минимум четыре европейских банка — немецкий Deutsche Bank, британский HSBC, французские Societe Generale и Credit Agricole, которые Barclays, предположительно, втянул в преступный сговор.
Реформа расчета LIBOR необходима, признают эксперты. «Механизм определения ставки будет более прозрачным, так как будет основан не на индикативных значениях, а на реальных ставках. Возможность манипулирования будет ограничена», — говорит начальник аналитического департамента УК «Русский стандарт» Сергей Суверов. Но переход к ставке, определяемой на основании операций трейдеров, невозможен в ближайшее время.
«Во время рыночных потрясений сделок почти нет. Например, в последние два месяца не по всем инструментам, входящим в набор LIBOR, проводились сделки. Банки неактивно дают друг другу деньги, поэтому зафиксировать ставку трудно»,
— объясняет главный экономист по России и СНГ Barclays Владимир Пантюшин. По словам начальника инвестиционного департамента УК «Капиталъ» Алексея Белкина, реформа ставки может занять от одного года до трех лет. «Попытка уйти от опросного индикатора к рыночному займет годы, поскольку надо переписать все спецификации и все контракты», — говорит Белкин.
Существуют и другие способы расчета ставки на основании комбинированной системы, считает Пантюшин. «Кроме опроса трейдеров можно обязать банки совершать операции по тем ставкам, которые они сами называют во время опроса», — объясняет эксперт.