Глава ЦБЦ Сергей Игнатьев не исключает ухудшения финансово-экономической ситуации в Евросоюзе, что, в свою очередь, может спровоцировать вторую волну кризиса в России. «Возможно обострение ситуации в ЕС. Я вам скажу вполне ответственно и честно: мы готовы к этому кризису, будущему, возможному, лучше, чем в сентябре 2008 года», — сообщил Игнатьев, выступая в Госдуме в среду.
«Все может быть, сейчас моя оценка происходящего за границей немного похуже, чем была полгода назад. Я был уверен, что европейские политики договорятся», — признал Игнатьев.
Он подчеркнул, что проблема еврозоны носит именно политический характер, поскольку финансовая ситуация там не хуже, чем в США или Великобритании. «Но там не одна страна, а много стран, и у каждой свои интересы.
Могут быть неожиданности, возможен второй спад»,
— повторил глава ЦБ, отметив, что в некоторых странах ЕС уже началась рецессия.
«Немного похуже» прогонза ЦБ оказалась и ситуация с оттоком капитала из России. За январь — апрель 2012 года, по предварительным данным Центробанка, из страны ушло $42 млрд, сообщил Игнатьев. По оценке Минэкономразвития, отток капитала за первых 4 месяца составил $43 млрд.
Впрочем, растущие доходы от экспорта пока позволяют России компенсировать отток капитала. «Импорт в Россию за четыре месяца 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года вырос на 9%, в итоге положительное сальдо текущего счета превысило чистый отток капитала», — подчеркнул Игнатьев. Еще одна плохая новость —
рост кредитных ставок, что может способствовать замедлению темпов экономического роста. В марте средневзвешенная ставка по рублевым кредитам сроком до одного года выросла до 9,2%, а по ипотечным кредитам — до 12,1%.
«Я думаю, что мы сейчас находимся вблизи локального максимума и в ближайшие месяцы кредитные ставки начнут снижаться. Основным фактором снижения ставок является замедление инфляции», — успокаивает Игнатьев.
Регулятор обещает удерживать инфляцию в границах официального прогноза, несмотря на ожидаемый ее всплеск в середине года, после индексации тарифов естественных монополий. «Мы твердо намерены удержать инфляцию в пределах целевого интервала между 5 и 6%», — подчеркнул Игнатьев. С января по апрель инфляция в России составила 1,8% против 4,3% за тот же период прошлого года.
Заявления главы ЦБ были сделаны на фоне негативных новостей из стран Евросоюза. Накануне стало известно, что Греции не удалось сформировать правительство и в июне пройдут перевыборы в парламент. Не исключен сценарий выхода Греции из зоны евро. Эта новость опустила мировые фондовые рынки, включая Россию. Индекс РТС по итогам торгов потерял 1,93%, опустившись до 1374 пунктов, ММВБ — 0,72%, до 1335. С прошлого четверга индекс потерял около 8,7%, суммарная капитализация компаний, бумаги которых включены в расчет индекса, опустилась почти на 600 млрд рублей (около $20 млрд).
«Инвесторы обеспокоены тем, что происходит в Европе, ожидают снижения цен на нефть. Кроме того, действует сезонный фактор: летом традиционно наблюдается снижение котировок», — объясняет падение на фондовых рынках главный стратег «Citi Россия» Кингсмилл Бонд.
Эксперты соглашаются, что риск второй волны кризиса существует. Изменения политического ландшафта еврозоны, в частности, смена власти во Франции и политический кризис в Греции, ставят под угрозу исполнение ранее оговоренных мер по стабилизации долгового кризиса в Европе. «Безусловно, это может негативно отразиться на экономическом росте стран еврозоны. Мы ожидаем, что ВВП еврозоны снизится на 0,6% в 2012 году на фоне серьезного снижения экономического развития в периферийных странах», — говорит экономист HSBC в России Артем Бирюков.
«О начале кризиса свидетельствует тот факт, что агентство Moody's на прошлой неделе снизило рейтинги на 1—4 ступени сразу 26 итальянских банков, в том числе таких крупных, как UniCredit SpA и Intesa Sanpaolo SpA. Прогноз негативный. Италия — третья по объему экономика еврозоны, и ее проблемы не идут ни в какое сравнение с госдолгом Греции», — считает партнер «Грант Торнтон» в России Сергей Тишаков.
«Но, скорее, это очередное обострение вялотекущего долгового кризиса в еврозоне, который продолжается уже несколько лет», — отмечает аналитик «ТКБ Капитала» Сергей Карыхалин.
Разделяют эксперты и мнение, что к новым возможным потрясениям Россия готова лучше, чем в 2008 году
«Темпы экономического роста в еврозоне и в России превзошли ожидания в I квартале 2012, что указывает на определенный иммунитет экономик к долговым потрясениям в Европе, по крайней мере на данный момент»,
— говорит Бирюков. Банковская система России тоже вынесла уроки из предыдущего кризиса. «Увеличен капитал, накоплены резервы, снизилась долговая нагрузка, в частности по сравнению с 2009 годом — дном кризиса, банки заметно сократили долги в валюте, а сроки заимствований удлинились», — отмечает макроаналитик управления корпоративного финансирования и инвестиционно-банковских операций «Райффайзенбанка» Мария Помельникова.
Кроме того, Центробанк располагает всем необходимым набором инструментов рефинансирования, в числе которых не только фондирование под залог ценных бумаг и кредитов, но и беззалоговое кредитование, механизм которого был успешно отработан во время прошлого кризиса, отмечает Помельникова.
Отток капитала действительно усиливается, но есть сдерживающий фактор, уверен экономист по России и Казахстану банка ING Дмитрий Полевой.
«Отток капитала в апреле остался существенными и в мае, вероятно, лишь усилится с учетом обвала на рынках. Но курс рубля сейчас более гибкий, что при падении цен на нефть позволит несколько смягчить негативный эффект на доходы бюджета, сальдо текущего счета и даже спекулятивную составляющую оттока капитала»,
— говорит Полевой. Резкого ослабления рубля, подобного тому, что было в 2008 году, эксперты не ждут. «Наш базовый сценарий основывается на прогнозе среднегодовой цены нефти Brent в этом году на уровне $114 за баррель, что предполагает стабилизацию курса доллара к рублю до конца года на уровне, близком к 30,2 рубля, а евро к рублю — на уровне 40,8 рубля», — говорит Помельникова.
Экономика России менее отягощена и внешними долгами, замечают эксперты. «Внешний долг на конец 2011 года составлял 29% ВВП против 36% на конец 2007-го. Соответственно, гораздо ниже риски торможения экономического роста на фоне снижения доступности иностранного фондирования», — отмечает Бирюков.
Но один риск растет, и сильно, говорят эксперты. Увеличивается зависимость бюджетной системы России от цены на нефть, что ставит под угрозу ее устойчивость. С минувшего кризиса цена нефти, при которой российский бюджет может быть сбалансированным, удвоилась, говорит Помельникова: сейчас она составляет $117 за баррель против $57 в 2008 году.