Контролируемые государством ОАО «Холдинг МРСК» (управляет распределительными сетями низкого напряжения) и Федеральная сетевая компания (ФСК ЕЭС, владеет магистральными сетями высокого напряжения) предполагается объединить в единую национальную сетевую компанию, сообщил в Уфе исполняющий обязанности вице-премьера Игорь Сечин.
«Корпоративные решения, корпоративная структура будут обсуждаться, но на этом этапе в целях сохранения работы и обеспечения энергобезопасности МРСК совместно с ФСК будут работать в рамках нынешних структур с выходом на единую национальную сетевую компанию», — заявил он, отказавшись назвать сроки слияния компаний.
По мнению экспертов, завершения процедуры объединения можно ожидать не ранее чем через год. «Наиболее вероятный вариант — допэмиссия акций ФСК с последующим обменом на бумаги МРСК. Насколько это выгодно для акционеров МРСК, можно будет оценить после объявления коэффициента конвертации, для акционеров ФСК размывание акционерного капитала невыгодно», — считает Василий Конузин из АФК «Алемар».
«Заявление было сделано чересчур поспешно, без обсуждений и до назначения куратора энергетики в правительстве. Держатели акций негативно отреагировали на новость, вследствие чего котировки обоих компаний рухнули (за два дня торгов — более чем на 15%)», — отмечает главный аналитик ИФК «Солид» Ибрагим Боташев. ФСК подешевела на ММВБ-РТС 11 мая на 8,3% (до 285,5 млрд руб.), капитализация «Холдинга МРСК» сократилась почти на 10% (до 96,3 млрд). В понедельник бумаги обеих компаний просели еще на 4%.
Путем слияния компаний власти хотят упрочить контроль над финансированием и работой сетевого комплекса. В прошлом году менеджеры МРСК подверглись критике после ледяного дождя. А в декабре Владимир Путин провел разгромное совещание по энергетике, где обвинил топ-менеджеров МРСК в аффилированности с другими организациями и в отмывании денег через «серые схемы», результатом стало увольнение ряда ключевых фигур в региональных сетевых компаниях.
На прошлой неделе было официально объявлено о переходе МРСК под управление ФСК с 1 июля, но дальнейшая судьба компаний оставалась под вопросом.
На рынке считают, что создание сетевой монополии идет вразрез с проводимой реформой энергетики.
«Мы так рты и пораскрывали — зачем было проводить реформу, разделение, устраивать подобие конкуренции, говорить о привлечении частных инвесторов, о гарантиях на возврат инвестированного капитала, а потом фактически воссоздавать сетевую монополию. Так можно и РАО ЕЭС вернуть», — говорит собеседник «Газеты.Ru» в одной из энергокомпаний.
Контроль в магистральных сетях как инфраструктурном секторе с самого начала реформы планировалось оставить за государством, а «Холдинг МРСК» создавался как временная структура и должен был исчезнуть в прошлом году с приватизацией его двенадцати региональных «дочек». О необходимости этого в марте прошлого года заявлял экс-президент Дмитрий Медведев. По его мнению, приватизация или передача сетей в управление должно было затормозить рост тарифов.
Но единственным примером выполнения этого решения стала передача в управление Томской РСК французской компании ERDF.
«Теперь вероятен переход объединенной сетевой компании к установленному государством единому сетевому тарифу, а возврата инвестиций потенциальные инвесторы могут так и не дождаться,
— предупреждает Конузин. — А ведь, например, в генерации западные инвесторы — итальянская Enel и немецкий Eon — продемонстрировали свою эффективность: подконтрольные им генкомпании показывают лучшие результаты в отрасли».
В прошлом году показатель EBITDA российского сегмента Enel составил €490 млн (по «Энел ОГК-5» — 13,55 млрд руб., или €347,5 млн). А «Э.Он Россия» (бывшая ОГК-4), подконтрольная германскому концерну E.ON, недавно сообщила, что направит на выплату дивидендов 24,24% чистой прибыли по российским стандартам отчетности.
В отсутствие инвесторов объединенной сетевой компании придется выполнять свою инвестпрограмму (350–400 млрд рублей) за счет помощи из госбюджета и привлечения кредитов госбанков, отмечает Конузин.