Дефицит федерального бюджета по итогам 2012 года может снизиться до 68 млрд рублей (0,1% ВВП) против 877 млрд рублей (1,5% ВВП), заложенных в законе о федеральном бюджете. Такой прогноз содержится в подготовленном Минфином проекте поправок к закону трехлетнем бюджете на 2012—2014 годы.
Главная причина пересмотра параметров — благоприятная конъюнктура мировых цен на нефть. Бюджет 2012 года был рассчитан консервативно — при стоимости нефти $100 за баррель. Три последних месяца стоимость барреля держится возле отметки $120. Минфин, пересчитывая прогноз, исходил из среднегодовой цены нефти в $115.
Один нефтедоллар, по оценке Минэкономразвития, приносит бюджету доход около 60 млрд. Таким образом, повышение средней цены на нефть на $15 дает бюджету дополнительно 900 млрд руб.
Эту сумма выше прежде прогнозируемого размера дефицита, но Минфин предпочел профицитному бюджету увеличение расходов. Они вырастут дополнительно на 90 млрд руб. Таким образом, их превышение над доходами сохранится.
По оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, Минфин осторожничает. «Если цены на нефть сохранятся в рамках прогноза Минэкономразвития, то бюджет будет сведен с профицитом в 1—1,2% ВВП», — говорит эксперт ЦМАКП Елена Пенухина. Прогноз Минфина составлен в расчете на то, что власти, имея дефицитный бюджет, остерегутся резко наращивать госрасходы, уверена она.
Опасность увеличения госраходов и, значит, дефицита бюджета существует, согласен директор аналитического департамента Номос-банка Кирилл Тремасов.
«Если конъюнктура на сырьевых рынках останется стабильной и нефть в целом по году действительно будет стоять на отметке $115, то у властей появится соблазн потратить больше»,
— говорит эксперт. В первые три месяца рост расходов сдержать не удалось, напоминает аналитик Экономической экспертной группы Елена Лебединская. Эксперты это связывали в том числе с предвыборной ситуацией: власть старалась без опозданий выполнять свои финансовые обязательства. После выборов дефицит бюджета за один месяц сократился вдвое.
Но реализация предвыборных обещаний Владимира Путина (повышение зарплат педагогам и врачам, стипендий, пособий на детей и квартиры ветеранам) может потребовать нового роста расходов. Центр макроэкономических исследований Сбербанка оценил их в 5,1 трлн руб. за шесть лет, аналитическая компания Capital Economics — в 4,8 трлн руб., что эквивалентно 4—5% ВВП, Fitch — в 8% ВВП. Минфин оценивал траты в 2% ВВП.
Минэкономразвития предупреждает о другой проблеме: если власть выберет инновационный путь развития экономики, то даже без наращивания социальных расходов стране придется жить с дефицитом бюджета. Чтобы экономика могла расти на 4,4% в год, придется сохранять дефицит на уровне 1,5—2% ВВП в год и наращивать госдолг.