Бюджет в марте был исполнен с профицитом 780 млрд рублей, или 1,7% ВВП. Расходы бюджета в марте составили 1,2 трлн руб., доходы — около 2 трлн.
Но за квартал бюджет оказался по-прежнему дефицитным. По предварительной оценке Минфина, за три месяца в казну поступило 2,964 трлн рублей, или 25% от плана на 2012 год, израсходовано 3,085 трлн рублей, или 24% к плану на текущий год. В итоге по итогам квартала превышение расходов над доходами составило 121,32 млрд рублей, или 0,9% ВВП.
Месяцем ранее дефицит был вдвое больше. За январь — февраль 2012 года он составлял 245,34 млрд рублей (3% ВВП).
Заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко объясняла такой нетипичный разрыв между расходами и доходами улучшением администрирования. Бюджетные распорядители, то есть министерства и ведомства, по ее словам, наконец «отреагировали на постоянную критику со стороны Минфина о том, что бюджетные средства расходуются неравномерно». К тому же основная часть получателей госденег стали бюджетными учреждениями, им дают субсидию под задание сразу квартальной суммой, поясняла Нестеренко: это удобно, но увеличивает дефицит бюджета.
Эксперты называли и другую причину улучшения бюджетной дисциплины в начале года — предвыборную кампанию, из-за которой государство стремилось без опозданий выполнять свои финансовые обязательства.
«В марте, после выборов, расходы немного сократились»,
— говорит аналитик ТКБ «Капитал» Сергей Карыхалин. С ним согласен экономист по России и Казахстану банка ING Дмитрий Полевой. На «отставание по исполнению расходов бюджета в марте» указывает и директор BDO в России Сергей Албу.
Но главной причиной сокращения дефицита стал заметный рост доходов бюджета, говорит Полевой. В первую очередь нефтегазовых:
экспортные пошлины на нефть в марте выросли до $411,2 за тонну против $393,7 в феврале,
напоминает партнер, руководитель отдела налогообложения и финансовых услуг юридической компании «Нёрр» Максим Владимиров. Эксперт ЦМАКП Елена Пенухина согласна с Минфином, что на ситуацию повлияло усиление бюджетной дисциплины, более ритмичное расходование бюджетных средств.
На год российский бюджет утвержден с дефицитом в 1,5% ВВП: доходы должны составить 11,779 трлн рублей, расходы — 12,656 трлн рублей, дефицит — 876,588 млрд рублей. Но еще в начале февраля Минэкономразвития дало более оптимистичный прогноз по дефициту — 1% ВВП. В прошлом году на фоне высоких цен на нефть профицит бюджета составил 0,8% ВВП, изначально также ожидался дефицит.
Реалистичный сценарий на этот год — это профицит в размере 0,3% ВВП (при стоимости нефти $105,5 за баррель), считает Пенухина. «При сохранении текущей стоимости на нефть, а это возможно, мы можем увидеть профицитный бюджет по результатам года», — соглашается Албу.
Справедливость этих прогнозов во многом определится после внесения изменений в бюджет этого года в июне. «Они покажут, насколько власти увеличат расходы в свете предвыборных обещаний Владимира Путина», — отмечает Полевой.