Центробанк готов к компромиссу с коммерческими банками в вопросе ужесточения требований к формированию резервов под выданные кредиты. На сайте ЦБ опубликован проект указания «О внесении изменений в инструкцию № 110-И «Об обязательных нормативах банков». Смысл поправок — избежать дальнейшего снижения уровня достаточности капитала (Н1) банковского сектора, который с начала прошлого года опустился с 20% до 14,9% (на 1 февраля 2012 года). С 1 октября 2011 года вступили в силу поправки к инструкции 110-И, вводящие при расчете достаточности капитала банков повышенные коэффициенты риска по ряду активов (кредиты офшорным компаниям, валютные кредиты и др.).
С осени поправки в инструкцию распространялись на новые кредиты, а с 1 июля 2012 года это правило должно применяться ко всем операциям.
С 1 октября достаточность капитала банковского сектора в среднем снизилась на 0,4%. При вступлении в силу всех поправок показатель может уменьшиться еще на 1,6—1,8%, подсчитали в Ассоциации российских банков, там утверждают, что банки будут вынуждены повышать резервы на 560 млрд рублей, а экономика недополучит 2,8 трлн рублей кредитов. Сбербанку новые поправки обойдутся в 0,3—0,4% (сейчас 14,66%), подсчитал зампред Сбербанка Антон Карамзин. ВТБ — около 1% (сейчас 12,6%).
Центробанк предлагает смягчить эффект, расширив круг компаний, к которым будет применяться пониженный коэффициент резервирования — 110%, а не повышенный — 150%. В льготный список вошли компании из списка стратегических, организации оборонно-промышленного комплекса, компании, чьи ссуды не превышают 0,1% от собственных средств банка (но не более 5 млн рублей)», а также организации, чей долгосрочный рейтинг по классификации Standard & Poor's или Fitch не ниже уровня В, по классификации рейтингового агентства «Moody's — не ниже B2.
Повышенный коэффициент риска может быть отменен и для компаний, выплачивающих в бюджет налогов и сборов на сумму не менее 10% от привлеченного кредита.
Для офшоров сохраняется жесткий режим, но повышенный коэффициент не будет действовать при наличии поручителя по кредиту с достаточным уровнем рейтинга — В или В2 соответственно. Помимо этого офшор будет обязан раскрыть банку реальных владельцев.
Ранее глава ВТБ Андрей Костин на встрече с журналистами говорил о целесообразности отделения офшорных компаний, обладающих реальными активами в российской промышленности, от тех фирм, «на которых действительно ничего нет».
Источник «Газеты.Ru» в Центробанке говорит, что с просьбой смягчить условия расчета нормативов к регулятору обратились госбанки, среди которых он назвал Сбербанк и ВТБ. «Письмо от них пришло в марте. Они просят снизить условия по залогам, много просьб о снижении специального повышенного коэффициента для расчета достаточности капитала. То, что раньше было направлено на борьбу с выводом активов, сомнительными сделками — кредитованием связанных лиц, они просят это отыграть назад». «У них в этом коммерческий интерес, — объясняет он. — А то, что потом повесят все на государство, их не волнует, бонус уже будет выписан».
Банкиры считают смягчение требований оправданным. «Намерение ЦБ — это даже не шаг навстречу, а, скорее, правильное понимание текущей ситуации. Очень важно сделать акцент на стимулирование банков для кредитования малого и среднего бизнеса», — комментирует поправки ЦБ председатель правления банка «БЦК-Москва» Любовь Карлаш.
«Центробанк дополняют действующее законодательство с учетом реалий жизни, уточнения идут внутри действующего порядка. Я считаю это нормальное явление и касается всех, в том числе и госбанков», — добавляет глава банка «Возрождение» Дмитрий Орлов.
Но эксперты отмечают в поправках ЦБ недочеты. «Пункты, которые исключают введение повышающего коэффициента (150%) для ссуд с целью рефинансирования обязательств перед другим банком, нелогичны», — считает управляющий портфелем облигаций «Allianz Росно Управление Активами» Марианна Ткаченко, добавляя, что это означает недооценку риска заемщика, денежные потоки которого не обеспечивают финансирование долга. «Пункт явно требует большей детализации с целью отличить оптимизацию кредитного портфеля от экстренного рефинансирования, которое требует повышенного коэффициента, — говорит эксперт. — Пункт, привязывающий налоговые платежи к объему кредита, может существенно искажать справедливую оценку риска, так как не учитывает общий уровень долга».
Глава Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян сказал «Газете.Ru», что Центробанк учел не все пожелания банкиров, но от более подробных комментариев воздержался: «Мы только получили информацию и разослали ее по всем банкам. Когда узнаем консолидированное мнение, тогда прокомментируем». Съезд организации запланирован на 4 апреля.
«Действия Центробанка показывают, что универсальный подход к регулированию, к которому, вероятно, стремился ЦБ, на практике трудноосуществим, — делает вывод замначальника аналитического департамента «Совлинка» Ольга Беленькая. — К общему правилу приходится делать множество исключений».
«Идя на уступки, ЦБ беспокоился о системообразующих банках, прежде всего, о ВТБ, коэффициент достаточности капитала которого находится в зоне риска», — говорит аналитик ФЦ «Инфина» Вероника Чекина, добавляя, что «если поправки в новой интерпретации будут приняты, уровень капитализации банковской системы снизится как минимум на 1,2%».
В Центробанке, Сбербанке и ВТБ не смогли оперативно прокомментировать ситуацию.