«У аграриев очень большая ссудная задолженность, в том числе из-за затрат на инфраструктурные проекты. Комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по АПК предлагает, чтобы правительство списало задолженность аграриев – перечислило деньги на счета банков-кредиторов», — рассказал журналистам член комиссии, глава Ассоциации операторов российского рынка мяса птицы Андрей Терехин на конференции РСПП «Адаптация российских предприятий к условиям ВТО». Если предприятие уже погасило кредит, то власти могут компенсировать ему реальный объем затрат, добавил он.
Затраты на инфраструктурные объекты — дороги, очистные сооружения, энергосети, газо- и электроснабжение – составляют высокий процент в стоимости сельскохозяйственной продукции, пояснил Терехин.
«И если в странах наших конкурентов, в том числе ЕС, США и Бразилии, эти вопросы решены за счет средств федерального или местного бюджета, то во многих случаях в российском АПК они ложатся на плечи инвесторов-аграриев», — подчеркнул глава ассоциации.
Возможность помочь аграриям погасить долги, которые они набрали ради развития инфраструктуры, у российского государства есть, считает Терехин. В рамках переговоров о вступлении в ВТО Россия оговорила право тратить на поддержку сельского хозяйства до $9 млрд в год в 2012–2013 годах. Сейчас эта сумма полностью не выбирается. На 2012 год объем господдержки АПК составляет $5,6 млрд.
Свое предложение предприниматели уже донесли до правительства. «Его рассматривают», — уточнил Терехин, добавив, что РСПП предлагает создать рабочую группу и включить в нее представителей банков, аграриев, Минсельхоза и Минэкономразвития. «Мы надеемся на поддержку, потому что правительство однозначно выступает за финансовую поддержку АПК — вопрос лишь, в какой форме. С нашей точки зрения, предлагаемый механизм простой и весьма эффективный, охватывает практически всю отрасль, менее бюрократизирован», — подчеркнул Терехин.
Сейчас Минсельхоз вместе с вице-премьером Виктором Зубковым, курирующим АПК, как раз готовит новую программу мер поддержки сельхозпроизводителей. Об этом заявил во вторник Владимир Путин на встрече с доверенными лицами, где он выступал как кандидат в президенты.
«Фактически затраты на строительство инфраструктуры должны нести региональные власти. Известно немало случаев, когда губернатор, заманивая бизнес, обещал проложить дорогу до фермы, провести электричество, подключить воду в обмен на постройку животноводческого комплекса, но потом «забывал» об обещанном — предприниматель был вынужден брать кредит, чтобы сделать все самому», — рассказывает гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько, добавляя, что списать следует и ссуды, полученные от коммерческих банков. «Развитие сельского хозяйства в России серьезно сдерживает то, что инфраструктуру приходится строить за свой счет. Если бы государство делало это само , то это была бы очень существенная и самая необходимая поддержка АПК», — соглашается эксперт департамента оценки «2К Аудит — Деловые консультации/Морисон Интернешнл» Ирина Воробьева.
Единственная помощь от государства, на которую сейчас могут рассчитывать аграрии, неся эти расходы, — субсидирование ставки по кредитам.
Два крупнейших кредитора агропромышленного комплекса – госбанки Сбербанк и Россельхозбанк. Кредиты на развитие инфраструктуры называются инвестиционными. В прошлом году к субсидированию из федерального бюджета было представлено 577 инвестпроектов на общую сумму 119,93 млрд рублей, из которых 58,1% прокредитовал Сбербанк.
Власти не спешат принимать предложение сельхозпроизводителей.
«В течение многих обсуждений позиция наших членов была отрицательной: если спишем задолженность АПК, придут другие отрасли и попросят то же самое. Никто не любит, когда одним делают подарки, а другим приходится самим за все платить», — рассказал «Газете.Ru» чиновник одного из министерств.
Но через несколько лет шансов получить подарок от властей у аграриев может совсем не остаться. К 2018 году Россия обязана вдвое сократить общий объем субсидий сельскому хозяйству — до $4,4 млрд. И в рамках этой суммы денег на списание задолженности может просто не найтись.
«Списание задолженности — это, по сути, безвозвратная субсидия, — объяснил «Газете.Ru» глава департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков. — Хотя после вступления в ВТО, если предприятие берет льготный кредит на строительство дороги, то это попадает под «зеленую корзину», на которую ограничения не распространяются».