Странам Евросоюза необходимо новое базовое соглашение, объявили президент Франции Никола Саркози и канцлер Германии Ангела Меркель на совместной пресс-конференции в понедельник.
Изменения в договоре должны быть масштабными, обеспечивать бюджетную дисциплину стран-членов и в итоге вернуть доверие международных инвесторов к зоне евро, заявили лидеры государств, во многом определяющих политику Евросоюза.
Пресс-конференции предшествовали двухчасовые переговоры в Елисейском дворце.
Меркель и Саркози обещают детализировать свои предложения к среде и направить в письме Херману ван Ромпею, президенту Европейского союза. Итоговый вариант будет обсуждаться на встрече лидеров стран ЕС, которая начнется вечером в четверг в Брюсселе. «Направление работы будет избрано на саммите, а конкретные изменения в договоре могут быть согласованы в марте», — надеется Саркози.
«Мы сделаем все, чтобы вернуть доверие к евро и еврозоне», — пообещал президент Франции.
Источник The New York Times, близкий к европейским консультациям, говорит, что пакет мер, который согласовали главы Франции и Германии, помимо ужесточения бюджетной дисциплины за счет разработки нового договора включает увеличение Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF) «в два или даже три раза» (сейчас 250 млрд евро), новый транш от Международного валютного фонда и активную скупку облигаций Италии и Испании Европейским центробанком.
Основная цель пересмотра базового соглашения Европейского союза – сокращение темпов роста госдолга в странах, неспособных его обслуживать.
Санкции к государствам-нарушителям будут ужесточаться, избежать их станет труднее.
Сейчас бюджетные показатели стран Евросоюза зафиксированы в Маастрихтских соглашениях и Пакте стабильности и роста: дефицит бюджета не должен превышать 3% ВВП, госдолг должен быть менее 60% ВВП. Но за последние десятилетия правила бюджетной политики нарушались около 60 раз, в том числе Германией.
Общий госдолг еврозоны составляет 89% ВВП, среди самых злостных нарушителей периферийные страны еврозоны: на начало 2011 года госдолг Греции составлял 142% ВВП, Италии — 119% ВВП, Ирландии — 96,2% ВВП, Португалии — 93% ВВП. Только три страны зоны евро — Люксембург, Финляндия и Словения — выполняют критерии и соблюдают бюджетную дисциплину. С угрозой дефолта из-за перегруженности долгами столкнулась Греция. На резкое сокращение госрасходов — 30 млрд евро — вынуждена пойти Италия. Накануне правительство страны объявило о повышении пенсионного возраста, министр труда Эльза Форнеро плакала в прямом эфире.
Новое соглашение будет предусматривать санкции к странам, не выдерживающим бюджетные параметры в соответствии с требованиями Евросоюза, но их характер Меркель и Саркози не уточнили.
В течение долгого времени Франция и Германия не могли согласовать механизм введения санкций. Германия предлагала организовать регулярный мониторинг национальных бюджетов со стороны наднациональных органов финансового контроля и вводить санкции к нарушителям в автоматическом порядке. Франция настаивала на сохранении переговорного механизма в вопросах санкций.
Итоговое решение оказалось жестким: санкции к странам, нарушающим бюджетную дисциплину Евросоюза, будут применяться автоматически. Изменить решение сможет только большинство голосов государств — участников блока.
«Нужны структурные реформы, — объясняет Меркель. – Нужно изменить соглашение, чтобы стало ясно: каждая страна обязана соблюдать критерии допустимого дефицита бюджета. В рамках существующего соглашения это невозможно».
«Наше послание международным инвесторам – мы в Европе платим долги», — поддержал Саркози, заметив, что подписать новое соглашения могли бы все 27 стран Евросоюза, но и Франция, и Германия готовы к тому, что к договору присоединятся только 17 стран еврозоны.
«Вернется доверие или нет, будет зависеть от того, между кем будет подписано соглашение, какие параметры единой бюджетной политики будут заложены, будет ли создана единая налоговая база, прописаны условия вывода страны-нарушителя из членов ЕС, — констатировал Антон Табах, старший аналитик по долговым инструментам ФК «Уралсиб». — На реализацию этих условий требуются годы, за оставшиеся до конца года 3 недели выполнить эти условия нереально».
Скептики остаются и в органах управления Евросоюза.
«Возможно, запланированная на конец недели встреча — это последний шанс, — сказал The New York Times высокопоставленный европейский чиновник. — На кону существование евро. И похоже, то, что мы сделали, слишком мало и слишком поздно».
Заявление Саркози означает, что в ЕС идет поляризация стран, которые в еврозоне и те, кто не входит в еврозону, но является членом ЕС. Эта поляризация снижает возможность распада Евросоюза, полагает руководитель Центра макроэкономических исследований Сбербанка Ксения Юдаева
Фискальная централизация, говорит Саркози, нужна тем странам, кто в зоне евро. Об остальных речи не идет, высказывается лишь сожаление, что остальные страны ЕС не готовы к более жесткой бюджетной политике. Поляризация может идти сколь угодно долго даже в условиях кризиса, считает эксперт.