Италия проведет налоговую и пенсионную реформы, предложенные в экономической программе нового премьер-министра Марио Монти. Она одобрена в четверг сенатом. Кроме того, будет соблюдаться строгая экономия, намеченная еще предыдущим премьером Сильвио Берлускони, что должно помочь сократить долг страны в 1,9 трлн евро, или 120% ВВП.
Но в первую очередь правительство, по словам Монти, примет меры, которые позволят сбалансировать бюджет на 2013 год. Премьер не исключил, что будет восстановлен налог на имущество, изменено трудовое законодательство, а штат правительства сокращен. «Будущее евро во многом зависит от того, что мы сделаем в ближайшие недели», — заявил Монти.
Сенат одобрил программу 281 голосом за, против были только 25. «Послание Монти сенату – лучшая речь, которую я когда-либо слышал от премьер-министров», — признался главный экономист по Европе в Mizuho International Plc Риккардо Барбьери. Рынок, очевидно, подумал так же. Итальянские облигации во время выступления Монти отошли от критических отметок: доходность десятилетних бумаг упала ниже уровня в 7%, составив 6,839%.
Но итальянские обещания не тронули прочую Европу, которая продолжает погружаться в пучину долгового кризиса. В четверг крайне неудачно провели размещение правительственных облигаций Париж и Мадрид. Франция разместила бумаги на 3,3 млрд евро, Испания – на 3,56 млрд евро из запланированных 4 млрд. Французские облигации со сроком погашения в июле 2016 года получили доходность 2,82%, а доходность десятилетних бондов Франции достигала 3,77%, разница с эталонными немецкими бумагами впервые в истории евро составила 200 базисных пунктов, но упала после вмешательства Европейского центробанка.
Доходность десятилетних испанских облигаций почти достигла критических 7%, составив 6,975%. Меньше месяца назад, 20 октября, размещение прошло по 5,433%.
Такой рост доходности, свидетельствующий о продолжении паники на долговом рынке Европы, напугал инвесторов в США. Американские рынки закрылись существенным спадом: индекс Dow Jones опустился на 1,1%, S&P 500 потерял 1,7%, высокотехнологичный Nasdaq упал на 2%, несмотря на неплохую статистику. Впрочем, в октябре число новостроек сократилось на 0,3%, хотя прогнозировался спад на 7,3%, а число первичных заявок на пособие по безработице на прошлой неделе сократилось на 5 тысяч при прогнозах роста на 5 тысяч.
Обвал продолжился в Азии. В пятницу утром японский Nikkei 225 упал на 1,3%, гонконгский Hang Seng, так же как сводный индекс региона MSCI Asia Pacific, опустились на 1,4%.
«Каждый раз, когда есть повод для оптимизма внутри страны, приходят безобразные новости из Европы, — сетует управляющий торговлей и деривативами в Charles Schwab Рэнди Фредерик. – Это постоянная борьба, изо дня в день или даже часа в час». «Такой рынок напугать – дело нехитрое», — констатирует президент Platinum Partners Ури Ландесман.
То, что долговой рынок в тяжелом состоянии, подтверждают и данные, собранные газетой The Financial Times. Четыре крупнейших банка из Соединенного Королевства сократили объем кредитов, выдаваемых банкам из Европы, почти на четверть (24%) за июль--сентябрь.
«Я больше всего боюсь, что европейский долговой рынок сломан уже так, что восстановлению не подлежит», — говорит кредитный стратег Citi Мэтт Кинг.
«В этом кризисе мы перешли Рубикон,
— констатирует главный стратег по инструментам с фиксированной доходностью в Rabobank Ричард МакГуир. – Рынки уже закладывают в цену распад еврозоны, поскольку кризисом оказались задеты ее ключевые страны». На торгах во вторник даже бумаги стран с рейтингом ААА упали до рекордных отметок. Европейский центробанк пытается поддержать рынок, но его то и дело обвиняют в недостаточных усилиях. С начала программы в прошлом году ЕЦБ выкупил государственных облигаций на 187 млрд евро. «ЕЦБ неохотно заполняет вакуум, образующийся после ухода инвесторов», — замечает главный валютный стратег Brown Brothers Harriman Марк Чандлер.