Долговые проблемы охватили даже самые надежные страны Евросоюза. Во вторник цена десятилетних облигаций Франции упала, а доходность повысилась так, что оказалась на 189 базисных пунктов выше, чем доходность аналогичных бумаг Германии, выступающих в ЕС эталоном (доходность немецких бумаг 1,77%). У Австрии этот разрыв составил 192 базисных пункта. Это рекорд за всю историю существования еврозоны. И у Франции, и у Австрии международные кредитные рейтинги ААА, что означает высшую степень надежности заемщика.
Инвесторы, опрошенные The Financial Times, говорят о том, что эта цена заимствований уже не соответствует наивысшему кредитному рейтингу государств и говорит о наступлении более тяжелой фазы долгового кризиса.
Подскочила цена заимствований и для Нидерландов (до разницы в 62,6 базисных пунктов), Финляндии (дороже, чем для Германии, на 70,7 базисных пунктов); их рейтинг ААА, цена заимствований также находится вблизи исторических максимумов. В Бельгии разрыв составляет уже 314 базисных пунктов.
Доходность облигаций Испании достигла 6,5% и оказалась на 482 базисных пункта выше, чем у Германии, тогда как критическим уровнем, после которого помощь потребовалась Португалии и Ирландии, считается 450 базисных пунктов.
Доходность итальянских облигаций уже второй раз в истории вышла за 7%. Поводом для распродаж стали данные по экономическому росту еврозоны, который по итогам третьего квартала оказался худшим с конца прошлого кризиса – 0,6% в годовом исчислении. За день до этого вышли разочаровывающие данные о падении промпроизводства.
Покупателей на долговом рынке во вторник, по словам трейдеров, было совсем мало. «Мы не хотим соваться на периферию, и мы крайне осторожны в отношении еврозоны», — выражает общее мнение глава направления долговых рынков в Aberdeen Asset Managers Пол Гриффитс. Только Европейский центробанк (ЕЦБ) проявлял активность, стараясь поддержать бумаги Италии и Испании. По словам главы казначейства США Тимоти Гейтнера, ЕЦБ использует не все возможности. «Тщательно подбирая слова, Гейтнер сказал, что ЕЦБ должен бы делать больше», — пишет The Wall Street Journal.
«Есть много способов для Центробанка этой ситуации играть более существенную роль по поддержке рынка… это же не ракеты строить», — сказал Гейтнер.
«Рынки теряют терпение и бьют уже по тому месту, которое является ключевым, а не по периферии», — констатирует главный экономист Hermes Нейл Уильямс. «Это был, возможно, самый тревожный день» с тех пор, как начался кризис, признался управляющий из M&G Майк Ридделл. «Это было действительно страшно, — говорит один из британских банкиров. – Все закрывали позиции… все торопились на выход». «Мы проходим через настоящий кризис ликвидности», — говорит глава департамента бумаг с фиксированной доходностью в BlackRock Скотт Тиль.