Оценщиком акций «Балтийского завода» и центрального конструкторского бюро «Айсберг» Арбитражный суд Москвы назначил «Эрнст энд Янг — стоимостное консультирование», сообщает «Интерфакс» 7 ноября. Следующее заседание по «Балтийскому заводу» суд перенес на 9 декабря, экспертиза по «Айсбергу» должна быть завершена до 14 декабря.
Эти активы вместе с «Северной верфью» входят в Объединенную промышленную корпорацию (ОПК) Сергея Пугачева и находятся в залоге у Центробанка по невозвращенному кредиту на 32 млрд рублей, выданному принадлежащему экс-сенатору Межпромбанку. По делу о взыскании залога ведется судебное разбирательство в Арбитражном суде Москвы. По итогам разбирательств права собственности на заводы перейдут к ЦБ, и после оценки активов проведен аукцион по их продаже.
«Эрнст энд Янг — стоимостное консультирование» для оценки акций «Балтийского завода» и «Айсберг» предлагал назначить Центробанк. Залогодатели предлагали другого оценщика — «Делойт энд Туш СНГ». Ранее она была выбрана оценщиком акций «Северной верфи» — до 20 декабря она должна подсчитать справедливую цену 112 000 ценных бумаг завода (75,82% от уставного капитала).
Основной претендент на покупку судостроительных активов ОПК – государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Летом прошлого года она начала переговоры о покупке верфей у структур Пугачева, в мае 2011 года получила от антимонопольной службы разрешение на сделку, а в октябре получила в свое управление «Балтийский завод» и доверенность на управление «Северной верфью».
Но ОПК, ОСК и ЦБ не смогли договориться о цене. В прошлом году привлеченные ОСК независимые аудиторы — в числе которых были Ernst&Young и Deloitte — выявили, что ОАО «Северная верфь», ОАО «Балтийский завод» и проектно-конструкторское бюро «Айсберг», расположенные в Санкт-Петербурге, стоят не дороже 28 млрд рублей. В ОСК давали понять, что ЦБ разделяет эту оценку. ОПК считают ее заниженной.
Сначала в корпорации Пугачева говорили, что активы стоят 89 млрд рублей, а позже ЗАО БДО, проведя оценку по заказу ОПК, назвала цифру 101 млрд рублей, то есть в 3,6 раза больше, чем заявляла ОСК.
Но назначение Ernst & Young может вызвать некую обеспокоенность в связи с расхождениями в оценке, которые существовали раньше, заявляла эксперт Paragon Advice Group (представляет интересы нескольких кредиторов Межпромбанка) Нана Гулиян. «Права кредиторов не должны ущемляться, и закон предусматривает возможность оспаривать результаты оценки», — отмечает она.
Кроме того, у американской компании нет допуска для работы с документами под грифом «совершенно секретно», говорил юрист Игорь Трутнев. «Без этого невозможна объективная оценка активов судостроительных компаний, выполняющих секретные заказы ВМФ России», — считает юрист. Если Арбиртражный суд Москвы утвердит в качестве оценщика представителей Ernst&Young, третья сторона представит свой иск в Стокгольме, предупреждал он. «Мало того, что Ernst&Young даже не проводя оценки, уже высказался о цене активов, компания также оказалась замешана в ряде неловких ситуаций с оценкой активов других российских компаний», — цитировал Росбалт его слова.
«Теперь есть понимание что будет дальше – «Балтзавод» и «Айсберг» будут внесены в капитал ОСК»,
— говорит аналитик «Тройки-Диалог» Михаил Ганелин. Предпосылки для интеграции судостроительных активов есть, но выбор Ernst & Young напрямую с этим не связан, уточняет директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов: «Такие компании делают свою работу добросовестно, опрашивая экспертов, претензий по завышению-занижению оценки здесь быть не может». Но судостроительная отрасль очень специфична, и по разным критериям судостроительные предприятия оценивать можно от сотен миллионов до нуля, добавляет он. А «плучение допуска к соответствующим документам для оценки – задача техническая, и она может быть решена».
В Ernst&Young сообщили, что «не предоставляют комментарии по клиентским запросам».